Испания Español English Russian Facebook
  Логин or Регистр
Навигация
· Главная
· Архив новостей
· Аккаунт
· Гостевая
· Веб-камеры Испании
· Blog
· Знакомства
· Радио Испании
· Реклама
· Рекомендовать
· Книги Музыка Видео
· Контакт
· Испания
· FAQ
· Google Испания
· Google España
· Google Spain
· Новости Испании
· Погода в Испании
· Опросы
· Поиск
· Пользователи
· Отзывы туристов
· Ссылки
· Статистика
· Форум
· Топ
· Темы новостей
· PDA
· TV Испании
· Экспорт новостей
· Энциклопедия
· Журналы
· Девушка дня
Испания
· Испания
· Государство Испания
· География Испании
· История Испании
· Климат Испании
· Карты Испании
· Природа Испании
· Население Испании
· Образование в Испании
· Регионы Испании
· Туризм в Испанию
· Недвижимость в Испании
· Испанская музыка
· Культура Испании
· Экономика Испании
· Мода и красота в Испании
· Евровидение Испания
· Общество Испании
· Испанский Интернет
· Иммиграция в Испанию
· Международные отношения
· Спорт в Испании
· Бизнес в Испании
· Работа в Испании
· Политика в Испании
· Madrid Мадрид
· Barcelona Барселона
· Andalucía Андалусия
· Catalunya Cataluña Каталония
Реклама
AdultSingles Dating Service
Вестготы на Пиренейском полуострове





В 453 г. Торисмонд был убит старшими братьями Фредерихом и Теодорихом II, который после занял трон (правил до 467 г.) и на протяжении своего царствования был приверженцем проримской политики. В 467 г. Теодорих II погиб — в прошлом братоубийца, он тоже пал от руки брата, нового короля Эвриха (правил до 485 гг.).

Примерные границы королевства вестготов в период расцвета
Примерные границы королевства вестготов в период расцвета


В царствование Эвриха государство вестготов достигло высшей степени могущества — их королевство занимало теперь всю Южную и Среднюю Галлию (до Луары на севере и Роны на востоке) и почти всю Испанию (только северо-западная часть Пиренейского полуострова находилась под властью свевов), и таким образом являлось самым большим из варварских государств, образовавшихся на развалинах Римской империи. Около 475 г. Эврихом были составлены первые своды законов вестготов. Как сообщает Исидор Севильский, «готы начали записывать свои законы, которые прежде были известны только как традиции и обычаи» [9]. Преемники Эвриха непрерывно дополняли и развивали этот правовой кодекс, сформировав таким образом Вестготсткую правду, изданную в 654 г. королём Реккесвинтом и вошедшую наряду с Салической, Бургундской, Тюрингской и другими в число первых варварских правд.


Потеря Аквитании

Преемник Эвриха, его сын Аларих II (правил в 485—507 гг.) столкнулся во время правления с новыми врагами — франками, которые с 486 г., после победы Хлодвига I над Сиагрием, последним римским наместником в Галлии, стали ближайшими соседями вестготов на Луаре.

В 490 г. Аларих II выступал в поход против Хлодвига в поддержку Теодориха Великого, короля остготов, дочь которого, Тиудигота, была отдана Алариху в жены. В последующие годы вестготы ещё несколько раз сталкивались с франками, пока в 502 г. между двумя народами не был подписан мир. В 507 г. Хлодвиг нарушил мирное соглашение, и занял часть вестготской территории. В разгоревшемся затем сражении — битве при Вуйе — вестготы потерпели сокрушительное поражение. Аларих II пал на поле битвы, и вестготы навсегда потеряли большую часть своих владений в Аквитании, переданных им по договору 418 г.

Ввиду того, что законный наследник престола Амаларих был ещё ребёнком, преемником Алариха стал его внебрачный сын Гезалех (правил в 507—511 гг.). Гезалех практически не проявил себя как правитель. Когда бургунды, объединившись с франками, захватили вестготский город Нарбонн, он предпочел не сопротивляться и бежал в Барселону. Этим он восстановил против себя остготского короля Теодориха Великого. Теодорих остановил наступление франков и спас часть вестготских владений в Южной Галлии, а затем изгнал Гезалеха и правил вестготами до самой своей смерти на протяжении пятнадцати лет (в 511—526 г.).

После королём стал его внук и сын Алариха II — Амаларих (правил до 531 г.) Стремясь наладить союзнические отношения с франками, Амаларих женился на Хлодехильде, дочери Хлодвига. Хлодехильда была католичкой, и Амаларих препятствовал ей в оправлении католических обрядов — «когда она шла в святую церковь, он приказывал бросать в неё навоз и различные нечистоты и наконец, говорят, он так её жестоко избил, что она переслала брату платок, пропитанный её кровью» [10]. Религиозные разногласия между супругами дали её брату, Хильдеберту I, повод для нападения. В 531 г. вестготы потерпели поражение в сражении под Нарбонном, а Амаларих был убит в Барселоне.

Затем королём вестготов стал остгот Теода (правил в до 548 гг.), оруженосец и приближённый Теодориха Великого, которому ранее была поручена опека над малолетним Амаларихом. Он продолжал борьбу с франками, безуспешно боролся с Византией и был убит в 548 г. При Теоде столица вестготского королевства была перенесена из Нарбонна в Барселону.

Преемником Теоды стал Тевдегизил, который уже в 549 г. был убит, а затем королём стал Агила I (правил в до 554 г.) Во времена Агилы против него активно интриговал Атанагильд — сначала он поднял восстание в Севилье, затем заключил договор против действующего короля с императором Византийской империи Юстинианом, а после того, как Агила в 554 г. был убит, узурпировал трон. Атанагильд тоже стремился обезопасить королевство от нападения франков — он выдал своих дочерей Брунгильду (Брюнеоту) и Галсвинту за франкских королей Сигиберта и Хильперика. Вскоре Атанагильду пришлось пожалеть, что ранее он обратился к Юстиниану за военной помощью — византийская армия не желала покидать пределы вестготского королевства и к моменту его смерти в 567 г. занимала побережье от Картахены до Малаги.


Возрождение могущества

После пяти месяцев междуцарствия вестготы избрали королём Лиуву I, который вскоре назначил соправителем своего брата Леовигильда — а фактически полностью передал ему власть. В то время положение королевства было незавидным. Вестготов со всех сторон теснили враги — франки, свевы и византийцы. Леовигильд с самого начала царствования проявил себя энергичным и решительным правителем. Он захватил некоторые союзные Византии города, подчинил племена саппов и кантавров в Северной Испании, делал попытки завоевать территории свевов и басков. Когда против короля поднял восстание его сын Герменгильд (женившись в 580 г. на франкской принцессе-католичке Ингунде, дочери Сигиберта, Герменгильд принял её веру, поэтому природа мятежа носила религиозный характер), Леовигильд выступил против сына и казнил его в 585 г. В том же году Леовигильду наконец удалось подчинить себе свевов.

Внутренняя политика короля также была успешной — он первым из вестготских королей начал чеканить золотые монеты с собственным именем и изображением, вводил новые законы и упразднял старые (например, снял запрет на браки между вестготами и римлянами), сумел сократить влияние богатой знати и восстановить престиж королевской власти. В 580 г. Леовигильд перенес столицу королевства в Толедо, что стало началом новой эпохи — эпохи Толедского королевства. Исидор Севильский пишет о Леовигильде с неодобрением, однако не может не признать того, что впервые за долгое время вестготами управлял сильный король:

 
… он стал расширять королевство и обогащать казну войнами. Благодаря своей армии и сопутствующему ей успеху, он достиг великих результатов. Он захватил Кантабрию и взял Арегию. Сабария была завоевана целиком. Множество мятежных городов Испании сдалось его войскам. Он осадил собственного сына Херменгильда, который восстал против власти отца, и победил его. <…> Леовигильд был безжалостен к некоторым из своих людей, если он видел кого-то выдающегося знатностью и могуществом, то либо обезглавливал его, либо отправлял в ссылку. Он был первым, кто увеличил поборы и первым, кто наполнил казну, грабя граждан и обирая врагов. <…> Что касается законов, то он исправил те, что были введены Эврихом, добавив те, которых не было, и удалив лишние. — Исидор Севильский. История готов

Толедское королевство

Леовигильд умер в 586 г., назначив преемником своего сына Реккареда (правил в 586—601 гг.). Реккаред в 587 г. принял католическую веру, а в 589 г. созвал в Толедо собор, на котором состоялось обращение вестготов в католицизм (при этом арианские священники сохраняли свой сан). Григорий Турский сообщает об обращении Реккареда в «Истории франков» — «Реккаред прекратил спор, принял католическое вероисповедание и чрез осенение священным крестом и миропомазание уверовал в Иисуса Христа» [11]. Установление конфессиального единства уничтожило разногласия между вестготами и римлянами и обеспечило Реккареду и последующим правителям поддержку католической церкви.

После Реккареда быстро сменялись короли — Лиува II (правил в 601—603 гг., был убит), Виттерих (правил в 603—610 гг., был убит), Гундемар (правил в 610—612 гг., воевал с басками и византийцами), Сисебут (правил в 612—621 гг., подчинил племена астурийцев и рукконов, также в его царствование в вестготском государстве начались преследования иудеев), Реккаред II (правил несколько дней в 621 г.)

Примерные границы королевства вестготов после потери Аквитании
Примерные границы королевства вестготов после потери Аквитании


Преемником Реккареда стал Свинтила (правил в 621—631 гг.), талантливый военачальник при короле Сисебуте. Свинтила удачно выступил против византийцев и около 625 г. окончательно изгнал их из пределов вестготского королевства. Исидор Севильский отзывался о нём с восхищением:

 
После возведения в королевское достоинство, он начал новую войну и захватил все города, которые Римская армия удерживала в Испании. По чудесному стечению обстоятельств он справил такой триумф, какого до него не справлял ни один король. Он был первым королём, владевшим всей Испанией к северу от пролива. <…> Кроме воинской славы, у Свинтилы было много других истинно королевских достоинств: вера, благоразумие, трудолюбие, глубокие познания в юридических делах и решительность в управлении. В своей щедрости он был великодушен ко всем, и милосерден к бедным и нуждающимся. — Исидор Севильский. История готов

В 631 г. в результате заговора знати Свинтила был свергнут с престола. Новым королём стал предводитель заговорщиков Сисенанд (правил в 631—636 гг.). В 633 г. под председательством Исидора Севильского состоялся 4-й Толедский собор, на котором было принято решение, что отныне короли вестготов должны избираться на собрании духовенства и знати. Это положение отражало сложившееся распределение сил в королевстве вестготов — королевская власть была ослаблена, а фактическими хозяевами государства были представители знати и церковь.

После мало проявивших себя правителей Хинтилы (правил в 636—640 гг.) и Тульги (правил в 640—641 гг.) королём в 642 г. был провозглашен 79-летний Хиндасвинт (правил до 652 г.). Несмотря на возраст, он не превратился в марионетку в руках знати — напротив, на протяжении своего царствования Хиндасвинт беспощадно боролся с непокорными аристократами, покарав по словам историков в общей сложности 700 членов знатных семей. То был последний сильный король государства вестготов, могущество которого постепенно приходило в упадок.

Преемником Хиндасвинта был его сын Реккесвинт (правил в 649—672 гг.), который дополнил светское законодательство постановлениями соборов и издал его. После его смерти королём был избран Вамба (правил в 672—680 гг., при нём ненадолго произошло усиление светской власти). Вамба был свергнут довольно хитроумным способом. Получив из рук Эрвига (сына византийца Ардабаста и родственницы короля Хиндасвинта) напиток из саротамнуса, Вамба отравился и потерял сознание. Думая, что король вот-вот умрет, приближенные соборовали его и обрядили по обычаю вестготов в монашеские одежды — таким образом король переходил в духовное звание и лишался власти. Когда Вамба пришёл в себя, он был вынужден подписать отречение и удалиться в монастырь.

21 октября 680 г. королём стал вероломный Эрвиг (правил до 687 г.). За время своего правления он примирился с духовенством, издал несколько законов, ограничивающих права иудеев, и отразил несколько нападений франков. Затем Эрвиг отдал свою дочь Киксилону в жены Эгике, родственнику Вамбы, который после смерти Эрвига 15 ноября 687 г. стал его преемником. На протяжении царствования Эгика самым жестоким образом преследовал евреев — по решению 17-го Толедского собора евреи были лишены всех прав и состояний и выселены со своих мест. Их дети в семилетнем возрасте отлучались от родителей и передавались на воспитание в христианские семьи. Король также получал право продавать евреев в рабство.


Вторжение арабов и падение государства вестготов

В 698 г. Эгика назначил соправителем своего сына Витицу (правил самостоятельно в 701—709 гг.), преемником которого был Родерих. Во время правления Родериха вестготы столкнулись с новым врагом — арабами. Летом 711 г. арабы под предводительством Тарика ибн Зияда переправились через Гибралтарский пролив и 19 июля того же года разбили вестготов в битве при Гвадалете. В этом сражении погиб Родерих. Вскоре арабы завоевали весь полуостров, образовав Кордовский эмират, и с этого времени имя вестготов исчезает из истории. Некоторое время они продолжали удерживать свои земли на северо-востоке (там даже был провозглашен новый король Агила II, правивший до 714 г.)

В 718 г. вестгот Пелайо поднял на севере восстание и между 721 и 725 гг. победил арабов в битве при Ковадонге, в результате чего на отвоёванных территориях образовалось христианское королевство Астурия, а затем начался длительный — более 700 лет — период Реконкисты.


Социальное устройство


Институт власти

В ранние времена вожди вестготов не обладали централизованной властью надо всем племенем. Племя было раздроблено на ряд мелких родов, у каждого из которых был свой предводитель, а объединялось под властью одного вождя только в особых ситуациях.

Вотивная корона вестготских королей. Музей Клюни, Франция
Вотивная корона вестготских королей. Музей Клюни, Франция


Некоторые вестготы состояли с вождями в вассальных отношениях. Из кодекса Эвриха, который входит в состав Вестготской правды, известно о существовании буццеллариев (buccellarii), которые получали от вождей земельные наделы и оружие, и сайонов (saiones), которые получали только оружие.

Первым наиболее полновластным правителем вестготов, вероятно, был Атанарих (правил после 364 г.), которого Аммиан Марцеллин называет «судьей тервингов» (лат. iudex Theruingorum). Такое именование Атанариха отражает суть германского института вождя-судьи, который обладал преимуществом над другими вождями племени и имел полномочия быть по отношению к ним высшим арбитром. Власть Атанариха, тем не менее, распространялась не на весь вестготский народ, а только на большую его часть. Остальная часть племени признавала власть другого вождя — Фритигерна.

Первоначально вестготы выбирали вождей, затем, по мере упрочнения королевской власти, право наследования престола членами одного рода вытеснило выборное право. После царствования короля Теоды вестготы вновь начали выбирать правителей из числа представителей разных родов, а во второй половине VII в. снова вернулась традиция передавать корону по наследству.

В те периоды, когда вестготами управляли сильные правители, их власть была практически неограничена — короли строили политику по своему усмотрению и ожидали от подчинённых беспрекословного повиновения. При короле состояла верная ему воинская дружина, т. н. «верные короля» (лат. fideles reges).


Военная организация

Армия вестготов представляла собой довольно упорядоченную организацию. Наименьшей войсковой единицей была десятка, которой управлял декан. Десятка входила в состав сотни во главе с центенарием. Самой крупной единицей была тысяча, которая подчинялась милленарию. Милленарии никогда не выступали в роли самостоятельных военачальников, подчиняясь на поле битвы самому королю либо назначенным им воинам (в случае если король не вел сам войско) — дукам (duces). Известно, что вестготы были прославленными конниками.


Культура и искусство

Церковь Сан Педро де ла Наве
Церковь Сан Педро де ла Наве

Архитектура

Из архитектурных сооружений вестготов до наших дней сохранилось только несколько церквей в Северной Испании. Самая значительная из них — основанная королём Реккесвинтом церковь Сан Хуан де Баньос (исп. San Juan de Baños) в провинции Паленсия. Характерные черты вестготской архитектуры — это подковообразные арки, прямоугольные в плане апсиды, кладка из тёсаного камня, использование растительного и животного орнамента. Кроме того архитектура и скульптура вестготов испытала на себе влияние византийского искусства.

Другие известные церкви вестготов:

  • Сан Педро де ла Наве (исп. San Pedro de la Nave) в провинции Сарагоса
  • Санта Комба (исп. Santa Comba) в провинции Оренсе
  • Санта Мария де Кинтанилле де лас Виньяс (исп. Santa María de Quintanilla de las Viñas) в провинции Бургос


Вотивная корона короля Реккесвинта из клада в Гуарразаре. Национальный археологический музей Испании
Вотивная корона короля Реккесвинта из клада в Гуарразаре. Национальный археологический музей Испании

Прикладное искусство

Ярким примером прикладного искусства вестготов являются сокровища вестготских королей из знаменитого клада в Гуарразаре, обнаруженного между 1858 и 1861 гг. на месте старинного кладбища в километре от Толедо. Клад содержал преподнесенные Церкви дары: нагрудные и подвесные кресты (см. поперечные планки креста), золотые диадемы и самую важную находку — пять вотивных корон, две из которых содержали имена дарителей, королей Реккесвинта и Свинтилы (корона Свинтилы была украдена в 1921 г. и сейчас её местонахождение неизвестно). Все находки были выполнены из золота и обильно инкрустированы драгоценными камнями — агатами, сапфирами, жемчугом и кусками горного хрусталя.

Корона Реккесвинта (см. полное изображение и фрагмент) представляет собой широкий золотой обруч с двадцатью двумя подвесками из драгоценных камней и золотых букв, которые составляют фразу — (R)ECCESVINTUVS REX DEFERET, то есть Дар короля Реккесвинта. Корона подвешена на четырёх золотых цепях, скрепленных сверху замком в форме стилизованного цветка. Из центра крепления спускается длинная цепь, оканчивающаяся массивным золотым крестом, украшенным жемчугом и сапфирами.

Вестготская фибула, выполненная в полихромном стиле. Нацинальный археологический музей Испании
Вестготская фибула, выполненная в полихромном стиле. Нацинальный археологический музей Испании


Кроме этого в ходе археологических работ в захоронениях вестготов на территории Испании были обнаружены другие изделия из металла — пряжки, фибулы, броши (а также большое количество стеклянных и янтарных бус).

Изделия раннего периода выполнены из бронзы и украшены в полихромном стиле, определяющими чертами которого являются цветные вставки из полудрагоценных красных камней, стекла и эмали (см. инкрустированная гранатами вестготская пряжка). Для изделий позднего периода характерна другая техника, распространившаяся под влиянием византийского искусства. Вместо инкрустации используется резной или черненый орнамент внутри пластины, а абстрактные геометрические узоры сменяются растительными или животными мотивами либо изображениями на религиозные темы (см. вестготская пряжка позднего периода).


Религия

Первоначально вестготы, как и другие германские племена, были язычниками. Около 341 г. вождь вестготов Фритигерн обратился к императору Валенту и константинопольскому патриарху Евсевию Никомедийскому с просьбой прислать в его земли христианского епископа.

Библия Вульфилы
Библия Вульфилы


Евсевий направил к вестготам их соплеменника — священника Вульфилу (Ульфилу), который в 332 г. принял в Константинополе христианство, а точнее стал приверженцем арианского течения христианской религии. Вульфила обратил часть вестготов в арианство, кроме того он известен тем, что составил готский алфавит и перевёл на готский язык Библию. Священное писание в переводе Вульфилы, т. н. «Серебряный Кодекс» Вульфилы — основное дошедшее до наших дней письменное свидетельство языка готов.

Вестготы оставались арианами вплоть до 589 г. — как пишет Исидор Севильский, «они установили это злобное богохульство на долгие времена и придерживались его на протяжении правления королей в течение 213 лет» [12], — а после король Реккаред I ввёл в качестве основной религии католицизм. На закате истории вестготов духовенство в государстве обладало большими правами и привилегиями.


Литература

  • Вольфрам Х. Готы — СПб.: Ювента, 2003. — 656 с. ISBN 5-87399-142-1
  • Клауде Д. История вестготов — СПб.: Издательская группа «Евразия», 2002. — 288 с. ISBN 5-8071-0115-4
  • Новая история искусства. Искусство раннего Средневековья — СПб.: Азбука, 2000. — 384 с.: ил. ISBN 5-267-00300-X
  • Щукин М.Б. Готский путь — СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2005. — 517 с. ISBN 5-8465-0137-0
  • Renée Mussot-Goulard, «Les Goths» Biarritz: Atlantica, 1999.

Ссылки


Исторические документы



Современные работы


Музеи

Экспонаты эпохи вестготов в музеях мира.


Примечания

  1. Дитрих Клауде. История вестготов
  2. Клавдий Мамертин. Панегирик
  3. Хервиг Вольфрам. Готы
  4. Исидор Севильский. История готов
  5. Аммиан Марцеллин. 31 книга прошлых событий
  6. Иордан. О происхождении и деяниях гетов
  7. Павел Орозий. История против язычников (седьмая книга)
  8. Иордан. О происхождении и деяниях гетов
  9. Исидор Севильский. История готов
  10. Григорий Турский. История франков
  11. Григорий Турский. История франков
  12. Исидор Севильский. История готов









© Испания

Опубликовано: 2008-08-16 (9483 Прочтено)

[ Вернуться назад ]
Espana Spain Испания Spain.org.ru
Инфо, новости, фото Испании, туризм, недвижимость, знакомства в Испании, испанский язык