Испания Español English Russian Facebook
Travel Girls
  Логин or Регистр
Навигация
· Главная
· Архив новостей
· Аккаунт
· Гостевая
· Веб-камеры Испании
· Blog
· Знакомства
· Радио Испании
· Реклама
· Рекомендовать
· Книги Музыка Видео
· Контакт
· Испания
· FAQ
· Google Испания
· Google España
· Google Spain
· Новости Испании
· Погода в Испании
· Опросы
· Поиск
· Пользователи
· Отзывы туристов
· Ссылки
· Статистика
· Форум
· Топ
· Темы новостей
· PDA
· TV Испании
· Экспорт новостей
· Энциклопедия
· Журналы
· Девушка дня
Испания
· Испания
· Государство Испания
· География Испании
· История Испании
· Климат Испании
· Карты Испании
· Природа Испании
· Население Испании
· Образование в Испании
· Регионы Испании
· Туризм в Испанию
· Недвижимость в Испании
· Испанская музыка
· Культура Испании
· Экономика Испании
· Мода и красота в Испании
· Евровидение Испания
· Общество Испании
· Испанский Интернет
· Иммиграция в Испанию
· Международные отношения
· Спорт в Испании
· Бизнес в Испании
· Работа в Испании
· Политика в Испании
· Madrid Мадрид
· Barcelona Барселона
· Andalucía Андалусия
· Catalunya Cataluña Каталония
Реклама
Encuentra el amor de tu vida aqui
Иберы





Кельтиберы и иберы в Испании На юге и востоке в III тысячелетии до н. э. появились различные иберские племена из Северной Африки. Отсюда и древнее название полуострова — Иберийский. В середине II тысячелетия до н. э. иберы начали расселяться в укрепленных деревнях на территории современной Кастилии. А еще через пять веков к ним присоединились кельтские и германские племена.

В начале I тысячелетия до н.э. через Пиренеи прокатились волны нашествий индоевропейских народов, главным образом кельтов. Первая миграция не шла за пределы Каталонии, но последующие достигли Кастилии. Большинство новых пришельцев предпочитали вести войны и пасти скот, а не заниматься земледелием.

Мигранты полностью смешались с местным населением в районе между верховьями рек Дуэро и Тахо, где археологи обнаружили следы более 50 поселений. Весь этот район получил название Кельтиберия. В случае нападения врагов Союз кельтиберийских племен мог выставить до 20 тыс. воинов. Он оказал сильное сопротивление римлянам при обороне своей столицы Нуманции, но римлянам все же удалось одержать победу.

Иберы занимались в основном земледелием, скотоводством и охотой, умели изготовлять орудия труда из меди и бронзы, а также оставили прекрасные произведения искусства, такие, как каменная скульптура «Дама из Эльче» - гордость мадридского археологического музея. У иберов была своя письменность. Кельты и иберы жили рядом, иногда объединяясь, но чаще воюя друг с другом, и, в конце концов, создали кельтиберийскую культуру, прославившись, как воины. Именно они изобрели обоюдоострый меч, впоследствии ставший стандартным вооружением римской армии и использованный против своих же изобретателей. 

Иберы: кто они?

Смутные сведения об Испании, как о стране, лежащей на далёком Западе, сохранила нам ещё греческая мифология, связывая эту в то время полулегендарную для греков страну с циклом сказаний о Геракле. По мере проникновения греков в западную часть Средиземноморья сведения их об Испании уточняются. Со времени Гекатея Милетского (греческий логограф, конец VI — начало V в. до н. э.) появляется название Иберия, которое относилось к южному и восточному побережьям Испании, заселённым племенами иберов. Вся остальная часть полуострова носила имя Кельтики, считаясь непосредственным продолжением страны кельтов, т. е. Галлии. Начиная со времени образования Римской державы, весь полуостров стал называться Испанией. Происхождение этого названия до сих пор неясно.

Климат Пиренейского полуострова отличался мягкостью и умеренностью. Ряд древних авторов, описывавших Испанию, отмечает её богатство лесом. В стране была широко развита культура оливы и винограда, значительную роль в хозяйственной жизни играла также культура хлебных злаков, особенно распространённая в плоскогорной части страны. Испания была чрезвычайно богата полезными ископаемыми. Здесь добывались золото, железо, медь, олово, но главным богатством Испании были её серебряные рудники.

Пиренейский полуостров был одной из древнейших территорий расселения человека в Европе. Железный век в Испании совпадает с началом финикийско-карфагенской колонизации, которая в дальнейшем дополняется греческой. Очевидно, примерно в это же время формируется самобытная культура иберийских племён. Иберийская культура представлена большой группой памятников, начиная от городских построек, архитектурных сооружений и кончая утварью и украшениями. Многочисленны памятники иберийского искусства, в частности скульптуры, среди которых первое место занимает знаменитая «Дама из Эльче» — бюст, созданный, как ныне считает большинство учёных, иберийским мастером.

Этнический состав населения древней Испании был чрезвычайно сложен и разнообразен. Греко-римские авторы перечисляют большое количество племён, живших в различных районах страны (так, например, Плиний Старший насчитывал в Испании свыше 500 различных племён). Ведущей группой, несомненно, следует считать иберов и иберизовавшиеся племена: среди них турдетанов, живших на юге страны, кельтиберов, населявших Центральную Испанию, лузитанов, живших на западе полуострова, и, наконец, кантабров, астуров и галаиков (в Галисии), располагавшихся в северо-западной части Испании. Известны также племена илергетов, карпетанов, вакцеев и веттонов, не говоря уже о более мелких этнических группах. Степень хозяйственного развития и культурный уровень этих племён были весьма различны.

У древних иберов в VIII—VI вв. сохранялся родовой строй, хотя уже проступали и характерные черты его разложения. Население занималось земледелием, а на плоскогорье и в горных районах страны — скотоводством. Из овечьей шерсти изготовлялись • знаменитые в древности кельтиберийские плащи. Определённого развития достигло ткацкое ремесло и керамическое производство. Дома иберов часто строились из кирпича, на каменном цоколе, хотя широко были распространены и круглые хижины из плотня и глины (например, у лузитанов).
 

«Дама из Эльче». Конец V — начало IV в. до н. э.  Известняк Структура иберийского общества этого времени определяется наличием большого числа племенных союзов, которые часто объединялись вокруг городских поселений, служивших как политическим центром данного объединения, так и укрытием в случае военной опасности. Нам известен ряд иберийских городов — Нуманция, Сегонтия, Контребия, Бильбилис и пр.,— которые были сравнительно крупными центрами древней Испании. Иберийские племена и городские общины управлялись военачальниками, которых греческие источники часто называют «царями». Видную роль у иберов играл совет старейшин, о котором также неоднократно упоминают греко-римские историки. Старейшины, видимо, входили в свиту племенного вождя и выступали в качестве его советников. О наличии у иберов народного собрания прямых данных в источниках не имеется. Но по некоторым косвенным указаниям можно полагать, что оно существовало, хотя собиралось, очевидно, нерегулярно, главным образом для выборов военачальников, послов и т. д. Оно представляло собой сходку всех воинов племени. Племенные союзы или объединение нескольких общин вокруг наиболее укреплённого города, рост этих городов, выделение племенных вождей, а затем и различных органов управления общиной — всё это свидетельствовало о начале разложения первобытно-общинных отношений у иберов.

Примерно на этой ступени развития их и застаёт начало финикийско-карфагенской колонизации. Все данные античной традиции, равно как и выводы современных исследователей, относительно древнеиберийского государства с центром в городе Тартессе могут рассматриваться лишь как гипотетические, пока они не подкреплены археологическим материалом. Поэтому у нас нет достаточно веских доказательств существования более или менее устойчивых государственных образований на Иберийском полуострове.

Первой финикийской колонией на побережье Испании античная традиция считает Гадес, затем Малаку, Секси и Абдеры. Дальнейшее развитие финикийской колонизации Испании уже связано с выступлением Карфагена как крупной державы. Все финикийские колонии переходят под власть карфагенян, причём они развивают свою колонизационную деятельность не только вдоль побережья Испании, но стремятся проникнуть и в глубь страны. Параллельно с карфагенской развёртывается и греческая колонизация. Опираясь на Массалию, основанную в VII в., фокейские греки продвигаются дальше на запад, возникают колонии Эмпории, Майнака, Рода, Алонис и др. Укреплению фокейских греков в западной части Средиземноморья помешало поражение, которое им нанесли в битве при Алалии (535 г. до н. э.) объединённые силы карфагенян и этрусков.

Новый этап карфагенской колонизации Пиренейского полуострова начинается во второй половине III в. до н. э., после первой Пунической войны. Его можно рассматривать как планомерное подчинение страны. Несмотря на отчаянное сопротивление свободолюбивых иберийских племён, большая часть полуострова была покорена карфагенянами, стремившимися превратить его в плацдарм для последующих войн с Римом.

В течение VI—III вв. кельты заняли области современной Испании. В некоторых странах кельты смешались с местным населением и создали новую, смешанную культуру, каковой была, например, культура кельтиберов в Испании. О раннем периоде истории кельтов почти не сохранилось письменных источников. Впервые упоминает их Гекатей Милетский, затем Геродот, который сообщал о поселениях кельтов в Испании.


Античные авторы называют иберами группы народов, живших в железном веке на побережье Средиземного моря между устьем Роны и Геркулесовыми столбами (Гибралтаром).

В отличие от античной традиции современные ученые локализуют иберийскую культуру в долине Эбро и в Испанском Леванте - название, под которым известно восточное побережье Пиренейского полуострова.

Но в целом вопрос о происхождении иберов неясен. В середине XIX века возникла теория о том, что они потомки вторгшихся из Африки хамитских племен (выходцы из Ливии). Их африканское происхождение якобы подтверждается сходством названий местностей в Северной Африке и иберийских областей Испании. Известно много других теорий и среди них теория кавказского происхождения иберов, пришедших с Востока вместе с другими доиндоевропейскими племенами.

Что же говорит археология? Если иберы и были пришельцами на Пиренейском полуострове, то это произошло в весьма отдаленные времена, ибо иберийская культура сложилась на Пиренеях уже в бронзовом веке.

Согласно Плинию Старшему, по всей Испании насчитывается 513 племен иберов, культура которых приобрела различные формы. Археология не дала пока достаточных сведений для подтверждения этих сообщений. Но общее представление об их культуре можно составить.

Собственно иберийская культура сложилась в VIII веке до н. э., ее расцвет относится к V - IV столетиям до н. э. Особенно известна иберийская скульптура, на которую оказала большое влияние культура древней Греции и Древнего Востока.

Античные авторы говорили о воинственности иберов. Это нашло отражение в скульптуре.

Иберийские женщины любили себя украшать, при этом отдавалось предпочтение вычурным "барочным" формам: они носили сложные, высокие прически и головные уборы в виде тюрбана, конические тиары, плетеные ленты и т. д. Особенно сложная диадема изображена на знаменитой "Даме из Эльче" - огромные боковые диски диадемы (в которые, очевидно, были заключены косы) изготовлены из металла, покрытого вычурным орнаментом.

Иберийской литературы не сохранилось, однако известны надписи иберов на монетах, сосудах и отдельных предметах из свинца и бронзы. Большая часть найденных иберийских надписей (около 500) написана архаическим ионийским алфавитом. И хотя иберийская фонетика сейчас точно установлена, прочитать тексты не удается. Ясно одно, что язык иберов не имеет ничего общего ни с одним из индоевропейских, в том числе и с кельтским языком.

Смутные сведения об Испании, как о стране, лежащей на далёком Западе, сохранила нам ещё греческая мифология, связывая эту в то время полулегендарную для греков страну с циклом сказаний о Геракле. По мере проникновения греков в западную часть Средиземноморья сведения их об Испании уточняются. Со времени Гекатея Милетского (греческий логограф, конец VI — начало V в. до н. э.) появляется название Иберия, которое относилось к южному и восточному побережьям Испании, заселённым племенами иберов. Вся остальная часть полуострова носила имя Кельтики, считаясь непосредственным продолжением страны кельтов, т. е. Галлии. Начиная со времени образования Римской державы, весь полуостров стал называться Испанией. Происхождение этого названия до сих пор неясно.

Климат Пиренейского полуострова отличался мягкостью и умеренностью. Ряд древних авторов, описывавших Испанию, отмечает её богатство лесом. В стране была широко развита культура оливы и винограда, значительную роль в хозяйственной жизни играла также культура хлебных злаков, особенно распространённая в плоскогорной части страны. Испания была чрезвычайно богата полезными ископаемыми. Здесь добывались золото, железо, медь, олово, но главным богатством Испании были её серебряные рудники.

Пиренейский полуостров был одной из древнейших территорий расселения человека в Европе. Железный век в Испании совпадает с началом финикийско-карфагенской колонизации, которая в дальнейшем дополняется греческой. Очевидно, примерно в это же время формируется самобытная культура иберийских племён. Иберийская культура представлена большой группой памятников, начиная от городских построек, архитектурных сооружений и кончая утварью и украшениями. Многочисленны памятники иберийского искусства, в частности скульптуры, среди которых первое место занимает знаменитая «Дама из Эльче» — бюст, созданный, как ныне считает большинство учёных, иберийским мастером.

Этнический состав населения древней Испании был чрезвычайно сложен и разнообразен. Греко-римские авторы перечисляют большое количество племён, живших в различных районах страны (так, например, Плиний Старший насчитывал в Испании свыше 500 различных племён). Ведущей группой, несомненно, следует считать иберов и иберизовавшиеся племена: среди них турдетанов, живших на юге страны, кельтиберов, населявших Центральную Испанию, лузитанов, живших на западе полуострова, и, наконец, кантабров, астуров и галаиков (в Галисии), располагавшихся в северо-западной части Испании. Известны также племена илергетов, карпетанов, вакцеев и веттонов, не говоря уже о более мелких этнических группах. Степень хозяйственного развития и культурный уровень этих племён были весьма различны.

У древних иберов в VIII—VI вв. сохранялся родовой строй, хотя уже проступали и характерные черты его разложения. Население занималось земледелием, а на плоскогорье и в горных районах страны — скотоводством. Из овечьей шерсти изготовлялись знаменитые в древности кельтиберийские плащи. Определённого развития достигло ткацкое ремесло и керамическое производство. Дома иберов часто строились из кирпича, на каменном цоколе, хотя широко были распространены и круглые хижины из плотня и глины (например, у лузитанов).

Структура иберийского общества этого времени определяется наличием большого числа племенных союзов, которые часто объединялись вокруг городских поселений, служивших как политическим центром данного объединения, так и укрытием в случае военной опасности. Нам известен ряд иберийских городов — Нуманция, Сегонтия, Контребия, Бильбилис и пр.,— которые были сравнительно крупными центрами древней Испании. Иберийские племена и городские общины управлялись военачальниками, которых греческие источники часто называют «царями». Видную роль у иберов играл совет старейшин, о котором также неоднократно упоминают греко-римские историки. Старейшины, видимо, входили в свиту племенного вождя и выступали в качестве его советников. О наличии у иберов народного собрания прямых данных в источниках не имеется. Но по некоторым косвенным указаниям можно полагать, что оно существовало, хотя собиралось, очевидно, нерегулярно, главным образом для выборов военачальников, послов и т. д. Оно представляло собой сходку всех воинов племени. Племенные союзы или объединение нескольких общин вокруг наиболее укреплённого города, рост этих городов, выделение племенных вождей, а затем и различных органов управления общиной — всё это свидетельствовало о начале разложения первобытно-общинных отношений у иберов.

Примерно на этой ступени развития их и застаёт начало финикийско-карфагенской колонизации. Все данные античной традиции, равно как и выводы современных исследователей, относительно древнеиберийского государства с центром в городе Тартессе могут рассматриваться лишь как гипотетические, пока они не подкреплены археологическим материалом. Поэтому у нас нет достаточно веских доказательств существования более или менее устойчивых государственных образований на Иберийском полуострове.

Иберийские древности

Гальштатское влияние коснулось и Пиренейского полуострова, хотя на ранних стадиях оно не имело там решающего значения, сочетаясь с множеством местных культур.

Пиренейский полуостров в гальштатское время был условно разделен на три концентрические зоны. Первая пролегала узкой полосой вдоль западного побережья Средиземного моря и была частью античного мира. Вторая занимала большую часть глубинных земель полуострова, и была представлена различными культурами, и третья – в северо-западной части – входила в зону влияния атлантической традиции.

Судя по письменным источникам, на прибрежной территории Средиземного моря между устьем Роны и Гибралтарским проливом, а также в восточной части Пиренейского полуострова, обитали иберы, известные по письменным источникам. Севернее жили варварские племена кельтов. Как уже отмечалось выше, одними из активных участников средиземноморской торговли были греки, которые довольно рано основали свои колонии на испанском побережье Средиземного моря, в частности, Эмпорион в Каталонии. На юге Пиренейского полуострова открывали свои колонии и финикийцы. Таким образом, здесь встретились две соперничающие торговые системы: греческая и левантийская, с одной стороны, с другой – они обе – с местным социально-экономическим укладом. Примерно с девятого века до н.э. на Пиренейском полуострове жило население, знавшее железо, но использовавшее преимущественно бронзу и практиковавшее обряд трупосожжения для своих умерших. В окраинных районах Португалии и Испании очень долго – до VI в. до н.э .- сохранялась атлантическая традиция производства бронзы. Культура северо-восточной части Испании имела много общего с культурой Лангедока (Южная Франция). Здесь были распространены позднегальштатские формы культуры.

В VII в. до н.э. на северо-западе (в Астурии, Галисии и Португалии) появились укрепленные поселения, известные под названием "кастрос". Они, как правило, занимали возвышенные места и имели довольно внушительные каменные стены. На городищах открыты остатки круглых или овальных жилищ. Культура городищ существовала долго. По крайней мере, пришедшие сюда во II в. до н.э. римляне застали их в хорошем состоянии.

По свидетельству письменных источников, очень важным центром этого времени был г. Тартесс в устье Гвадалквивира – в местности, богатой медью и оловом. Город был центром небольшого, но сильного вождества, имевшего прочные связи со всеми участниками средиземноморской торговли. Из памятников данного региона происходит большое количество греческой, карфагенской и этрусской керамики.

Исследователи предполагают, что в VII-VI вв. до н.э. на Пиренейском полуострове формировались связи типа "центр- периферия" между более развитыми районами прибрежной зоны и более отсталыми, глубинными, куда реже попадали предметы импорта.

К VIII-VII вв. до н.э. относятся открытые на юго-западе полуострова каменные погребальные стелы с выгравированными на них изображениями воинов и вооружения: копий, лука, мечей и повозок. Изображения шлемов и щитов, украшенных V-образными насечками, на каменных стелах сочетают в себе атлантические и восточно-средиземноморские черты.

Для могильников были характерны погребения в каменных цистах. Некоторые из них содержали повозки, различный по богатству инвентарь, свидетельствующий о существовании социальных различий среди местного населения. Довольно часто встречались типичные для этого региона ритуальные вертела для жаркого или стреловидные крюки, связанные, по-видимому, с какими-то особыми ритуалами потребления пищи. Эта культура принадлежала иберам. Она имела местную основу, но развивалась под сильным воздействием Средиземноморского мира.

В результате этого, уже к V в. до н.э. на всем средиземноморском побережье Испании возобладала традиция урбанизированной культуры с высокоразвитым искусством и письменностью, поддерживаемая сложной военной структурой. Иберийские города имели тесные взаимоотношения с греческими колониями, а некоторые из них даже состояли из двух частей: иберийской и греческой.

Таким образом, своеобразие этого западного региона Европы заключалось в совмещении различных культурных традиций.

Распространение латенской культуры на запад совпадает с окончанием кельтской экспансии на восток – в Центральную Европу и на Балканы, а также с поражением кельтов в Малой Азии и Италии. Элементы латенской культуры проникают на Пиренейский полуостров- на территорию Иберии, где они образуют кельто-иберийский комплекс.

Как мы уже отмечали, изначально на территории современной Испании обитали иберы. Очень рано полуостров был открыт финикийцами и греками, от которых и стало известно о местном населении. Большое знвчение продолжали играть отношения с греческими колониями, через которые распространаялось эллинистическое влияние. Торговые отношения колоний с местным населением основывались на обмене минеральных ресурсов и хлеба на вино, оливковое масло, керамику, драгоценности. В иберийском искусстве, особенно, в архитектуре и скульптуре, широко использовались греческие каноны. Великолепным образцом такого синтеза является "Дама из Вульчи", которая могла быть "испанкой по моде и одеянию, финикиянкой по украшениям, гречанкой по общему стилю" (Т. Рейнак). Скульптура относится к началу эллинистической эпохи (начало IV в. до н.э.)

Центральная часть полуострова, по свидетельству классических авторов, называлась Кельтиберия. Одной из проблем, с которой имеют дело ученые в данном случае, является проблема происхождения и времени появления кельтского компонента на иберийском полуострове. Произошло ли это на основе распространившегося еще в эпоху бронзы комплекса культур погребальных урн, или в результате более поздней миграции кельтов на запад? Как полагают некоторые исследователи, потомки культур полей погребальных урн – иберы – говорили на не индоевропейском языке.

Кельто-иберийская культура формировалась из различных элементов, восходящих преимущественно к местной культуре эпохи бронзы, и пришлых. Начало этого процесса относится к VII в. до н.э. Культура представлена укрепленными поселениями – кастрос, и могильниками с кремацией. Однако поселения исследованы еще недостаточно для суждения о их развитии. Некоторые из кастрос (Ябалон или Педро Миньос) характеризуются довольно правильной планировкой и хорошей фортификацией.

Могильники отличаются вариативностью проявления погребальной обрядности при сохранении общего принципа – кремации. Урны с прахом могли размещаться под насыпями, или без них, образуя ряды и сочетаясь с каменными стелами. Судя по неравномерности и неравнозначности представления погребального инвентаря, существовала определенная социальная иерархия в среде кельто-иберийского населения. Только богатые погребения содержат полный набор вооружения, которое, кстати, несколько отличалось от среднеевропейского. Здесь было больше коротких мечей, копий, круглых щитов. На поселениях и в могильниках встречается расписная керамика, украшенная геометрическими узорами. Много железных изделий. Фибулы, хотя и похожи на латенские, имеют свои характерные черты. Со временем, начиная с V в. до н.э. и, особенно, в III-II вв. до н.э., влияние кельтской культуры становилось заметнее. Одни исследователи считают, что это произошло в результате непосредственной миграции, другие полагают, что имело место медленное просачивание латенских культурных элементов на Пиренейский полуостров.

Таким образом, III в. до н.э. был ознаменован широким распространением латенской культуры. Но наиболее значимые политические, экономические и социальные изменения произошли в следующем столетии, особенно на стадии латен D (150- 50 гг. до н.э.). Они были отмечены массовым появлением укрепленных поселений прото-городского типа – оппидумов.

Погребальная стела из Магаселы. Испания Погребальная стела из Магаселы. Испания.
На стеле нанесено схематическое изображение воина со щитом, рогатым шлемом, кинжалом и копьем.
VII в. до н.э.
Иберийская погребальная стела. VII в. до н.э. Иберийская погребальная стела.
VII в. до н.э.
Археологический музей Мадрида
Дама из Эльче. Глиняный погребальный бюст. IV-III вв. до н.э. "Дама из Эльче"
Глиняный погребальный бюст.
IV-III вв. до н.э.
Музей Прадо. Мадрид
Иберы. Вещи из могильника Альпансеквею, Испания Иберы
Вещи из могильника Альпансеквею, Испания
(по А.Л. Монгайту 1974, с.292)



(C) Л.Н. Корякова, Археология раннего железного века Евразии, 2002
(С) Уральский государственный университет, 2002









© Испания

Опубликовано: 2005-02-14 (15004 Прочтено)

[ Вернуться назад ]
Знакомства с иностранцами
Espana Spain Испания Spain.org.ru
escort ru;популярные crm системыИнфо, новости, фото Испании, туризм, недвижимость, знакомства в Испании, испанский язык