Испания Español English Russian Facebook
  Логин or Регистр
Навигация
· Главная
· Архив новостей
· Аккаунт
· Гостевая
· Веб-камеры Испании
· Blog
· Знакомства
· Радио Испании
· Реклама
· Рекомендовать
· Книги Музыка Видео
· Контакт
· Испания
· FAQ
· Google Испания
· Google España
· Google Spain
· Новости Испании
· Погода в Испании
· Опросы
· Поиск
· Пользователи
· Отзывы туристов
· Ссылки
· Статистика
· Форум
· Топ
· Темы новостей
· PDA
· TV Испании
· Экспорт новостей
· Энциклопедия
· Журналы
· Девушка дня
Испания
· Испания
· Государство Испания
· География Испании
· История Испании
· Климат Испании
· Карты Испании
· Природа Испании
· Население Испании
· Образование в Испании
· Регионы Испании
· Туризм в Испанию
· Недвижимость в Испании
· Испанская музыка
· Культура Испании
· Экономика Испании
· Мода и красота в Испании
· Евровидение Испания
· Общество Испании
· Испанский Интернет
· Иммиграция в Испанию
· Международные отношения
· Спорт в Испании
· Бизнес в Испании
· Работа в Испании
· Политика в Испании
· Madrid Мадрид
· Barcelona Барселона
· Andalucía Андалусия
· Catalunya Cataluña Каталония
Реклама
Биржа комментариев и социального продвижения
Арабские халифаты в Испании





Ирина Лагунина: Призыв воссоздать халифат – единое и справедливое государство мусульман, основанное на законе шариата и гармонии общества, - благодаря Усаме бин Ладену за последние годы был услышан во всем мире. Халифат стал символом, и могу только посожалеть мусульманам, нового террористического течения. Но что же пытается воссоздать «Аль-Каида»? В свое время над Испанией простиралась власть халифата, сначала халифата огромного, с центром в Дамаске, а затем местного – с центром в Кордове. Некоторые исследователи, особенно арабские, утверждают, что правление халифов в Испании обеспечило этой стране огромный прогресс, что мусульмане, христиане и иудеи жили здесь в полной гармонии - мире и согласии, обогащая друг друга своей культурой. Действительно, когда видишь арабские дворцы Аль-Гамбра в Гранаде, это впечатляет. Но так ли гармонично было это общество? Ответ – в заметках нашего мадридского корреспондента Виктора Черецкого.  


Виктор Черецкий: Арабы завоевали Испанию в начале 8-го столетия. Они пришли сюда из Северной Африки, переправившись через Гибралтарский пролив. В то время на территории Иберийского полуострова существовало  королевство, созданное  вестготами. Его столица была в Толедо. Это некогда сильное христианское государство, с высоким уровнем развития сельского хозяйства, ремесел и культуры, накануне арабского нашествия страдало от феодальной междоусобицы, а посему завоевателям довольно быстро удалось овладеть практически всем полуостровом. Однако часть вестготского дворянства укрылась на севере страны и отсюда начала «реконкисту» - борьбу за возращение отобранных у испанцев земель.


Историк, автор книги «Испания и ислам» Сесар Видаль:  


Сесар Видаль: Последствия арабского нашествия были ужасающими. В Испании в те времена существовала высокоразвитая цивилизация, во многом унаследованная от римской империи. Буквально за несколько лет она была полностью уничтожена. Испанцам понадобилось  практически восемь веков на то, чтобы изгнать захватчиков.  


Виктор Черецкий: Новая власть не избавила страну от междоусобицы. Наоборот, она усилилась. А способствовала этому насажденная завоевателями сложная бюрократическая структура государственной власти. Так,  Испания зависела  от африканских владений халифата. Правитель-эмир страны назначался африканским наместником, а тот, в свою очередь, подчинялся халифу, резиденция которого находилась в Дамаске.


Испания стала ареной многочисленных гражданских войн буквально с первых лет владычества халифов. Противостояние было постоянным не только между арабской знатью – представителями  различных племен Аравийского полуострова, но и между этой знатью и обращенными в ислам берберами – жителями северной Африки, наводнившими Иберийский полуостров в поисках быстрой наживы, которую им обещали арабы.


Естественно, восставали против поработителей и местные христиане, страдавшие, как «неверные» от двойного налогообложения, называемого «хараджем»,  и даже обращенные в ислам испанцы, к которым арабы относились с презрением. Двойные налоги халифату приходилось платить и иудеям. Последних время от времени беспощадно истребляли, как, в прочем, и христиан.


Христианская церковь полностью зависела от наместников халифа, присвоивших  себе право назначать и низлагать епископов и созывать церковные соборы. Многие церкви были превращены в мечети. Кроме того, с течением времени договоры, заключенные с покоренным населением, нарушались, а налоги, которые должны были вносить побежденные, увеличивались.


Эти факты, зафиксированные в исторических хрониках, противоречат, по мнению исследователей, мифам о халифате как об идеальном обществе, лишенном противоречий между различными религиями и культурами. 


Историк Сесар Видаль:  


Сесар Видаль: Миф о мире в халифате и о веротерпимости халифов ни в коей мере не согласуется с действительностью.  Территории, подвластные халифату,  находились в состоянии постоянного конфликта. Многие христиане и иудеи порой вынуждены были под страхом смерти переходить в ислам. Ведь религиозный фанатизм и нетерпимость были основными  отличительными чертами халифата. Нередко изгонялись из страны даже исламские философы, заподозренные в минимальном отклонении от догмы, а их книги сжигались.  


Виктор Черецкий: С середины восьмого века почти три столетия на территории Испании существовал независимый, так называемый Кордовский халифат. Его властители, типа прославившегося зверствами Альманзора, коротали время набегами на христианский север, развлечениями в гареме и кровавой расправой над подданными иноверцами. О каких-либо науках или иных проявлениях культуры говорить не приходится – в Кордовском халифате даже не было системы образования. Грамотными были лишь христиане и иудеи. Медиков, философов и звездочетов халифы, как правило, выписывали для себя из-за границы.  Любопытно, что первую школу для мусульман на территории Испании создал в Толедо, после его освобождения от власти арабов, христианский король.     


Сесар Видаль: Общество, созданное халифами в Испании, было крайне несправедливым. Христиане и иудеи, платившие непомерные налоги лишь для того, чтобы сохранить себе жизнь, не всегда могли ее сохранить. Так, девятый век характеризовался постоянной резней христиан в Кордове. На убийствах христиан и иудеев отводили душу соперничавшие между собой придворные  кланы. Так что,  жизнь иноверцев всегда весела на волоске и зависела лишь от настроения того или иного халифа или иных правителей. Одним словом, при халифате так и не удалось создать  мало-мальски стабильное общество, без острых внутренних противоречий. При этом против правящей верхушки, в ходе многочисленных народных восстаний, мусульмане порой выступали  в союзе с христианами и иудеями.  


Виктор Черецкий: Один из мифов, который  муссируется некоторыми арабскими и даже испанскими историками, гласит о том, что халифат якобы принес в Испанию  ремесла, навыки строительства и ведения сельского хозяйства. Много написано о том, что Кордовский халифат стал чуть ли ни самым процветающим государством в Европе. Все эти тезисы используют и некоторые испанские политики, особенно в своих отношениях с арабскими государствами. Любил рассуждать  на эту тему фашистский диктатор Франко. В Европу за антидемократизм его не пускали, и он заигрывал с мусульманским  миром.


Вот что думает об этом историк Сесар Видаль, автор ставшей бестселлером книги  «Испания и ислам»:  


Сесар Видаль: Господство халифата явилось величайшей трагедией для Испании, в частности, с точки зрения культурного развития. До появления захватчиков, здесь сложилась  высокоразвитая христианская цивилизация, впитавшая в себя элементы римской, германской и иберийской культуры. Говорить о прогрессе, привнесенном завоевателями  в Испанию, это так же, как утверждать, что татаро-монгольское нашествие явилось благом для древней Руси. Завоеватели лишь все разрушали.  


Виктор Черецкий: Тем не менее, многие считают, что владычество халифата все же оставило заметный  след, хотя бы в сельском хозяйстве, особенно на юге Испании – в Гранаде и Мурсии, где завоеватели, якобы, создали систему орошения, стали выращивать большие урожаи злаковых, фруктов и овощей. Правда, при этом в исторических хрониках однозначно говорится, что арабы, до прихода в Испанию, не имели никаких сельскохозяйственных знаний, а все  трактаты в этой области во времена халифата были написаны испанцами.  


Сесар Видаль: Дело в том, что халифат абсолютно ничего не принес  на испанскую землю. То, что часто отмечается в качестве приобретений благодаря нашествию, существовало в Испании до него. Если взять сельское хозяйство, то здесь долгое время существовал миф, будто бы первые посевы, к примеру, риса были осуществлены при халифате. Это неверно, поскольку упоминание о посевах этой культуры в Испании содержится уже в римских источниках – за много веков до появления халифата. Единственное, в чем преуспели завоеватели во время  своего присутствия в Испании, – это в разведении голубей. Хотя, естественно, голубями занимались и до них. В общем, успехи халифатских  голубятников  представляются весьма  слабой компенсацией за разрушение целой цивилизации.  


Виктор Черецкий: Ну а знаменитые архитектурные памятники эпохи халифата в Испании? К примеру, мечеть в Кордове, памятники Севильи и  дворец-крепость Аль-Гамбра в Гранаде с его знаменитыми садами? Принято считать, что это величайшее наследие, привнесенное в Европу халифами...   


Сесар Видаль: Халифат, повторяю, ничего не принес в Испанию. Зато он использовал богатые испанские  строительные традиции и труд испанских зодчих. Только так можно объяснить, что основные памятники архитектуры халифата были созданы лишь  по эту сторону Гибралтара – на севере Африки нет сколько-нибудь значимых  памятников той эпохи.  Так что завоеватели лишь подчинили себе в течение веков чужие традиции, знания и навыки.  То, что в Испанию привезли с Востока и воплотили некие  архитектурные знания   – такой же миф, как мирное сосуществование в халифате различных религий и культур.   


Виктор Черецкий:   Тем не менее, мифы, связанные с владычеством халифата настолько живучи, что в мусульманском мире, особенно в  наиболее радикально настроенных кругах, весьма сильно желание не только восстановить подобную форму правления,  но и вернуть в лоно возрожденного халифата ту же Испанию, или как ее именуют радикалы «Аль-Андалуз».


Насколько такие планы серьезны?  


Сесар Видаль:   Это весьма серьезные планы, которые ставят Испанию в затруднительное положение. Причем речь вовсе не идет о замыслах  какой-то маргинальной группы фанатиков типа Бин Ладена и других деятелей «Аль-Каиды».


Марокканская партия «Истиклал», которая считается вполне умеренным политическим формированием, давно считает, что мусульманская империя должна включать в себя все испанские территории, в том числе город Толедо, который в свое время  был столицей выходцев с территории нынешнего Марокко. Естественно, подобные планы считались на протяжении десятилетий утопией. Однако теперь о восстановлении халифата заговорили террористические группировки, готовые отстаивать свои замыслы с оружием в руках. В одном из заявлений террористов, опубликованном после взрывов в мадридских электричках 11 марта, прямо говорится, что Испания, Аль-Андалуз, является оккупированной территорией, так же как Газа и Западный берег Иордана. И, соответственно, звучит призыв к джихаду – освобождению этой территории от испанцев. И это уже совсем  не шутки.      


Виктор Черецкий: Можно ли считать, что  кровавые события 11 марта, в результате которых погибли около 200 человек и более тысячи пятисот получили ранения различной степени тяжести, явились началом этого  самого «джихада» за возвращение Испании в лоно ислама, за восстановление халифата?  


Сесар Видаль: В этом не должно быть никаких сомнений. Хотя формальный повод был заставить Испанию уйти из Ирака. Формальный – потому что Испания являлась далеко не единственным и далеко не главным союзником США в составе войск коалиции в Ираке. Удар по ней пришелся именно потому, что она находится в поле зрении воинствующих сторонников создания мирового халифата. Что касается последующего вывода испанских военных из Ирака, то он был воспринят исламистами, как проявление слабости и, как явствует из их заявлений, послужил стимулом для дальнейшего джихада против Испании.  


Виктор Черецкий: В попытках наладить отношения с исламским миром правительство Испании выдвинуло недавно идею так называемого «альянса цивилизаций», предлагая странам Запада оказать большую экономическую помощь арабским странам. Эту инициативу поддержала Россия, но насколько она   пришлась по вкусу в исламских странах?  


Сесар Видаль: Идею Альянса цивилизаций поддержала лишь Турция. Думается, она сделал это в надежде, что Испания поддержит ее вступление в Евросоюз. Умеренные режимы в мусульманских странах на инициативу не отреагировали, поскольку у них и так хорошие отношения с Западом. Режимы радикальные – тоже на нее не отреагировали, поскольку не хотят никаких альянсов с Западом. Что же касается различных экстремистских группировок, то для них подобная инициатива - лишь свидетельство слабости Испании и стимул для продолжения джихада за захват Аль-Андалуза.  


Виктор Черецкий: Между тем, испанская  общественность крайне озабочена явлением, которое уже получило название – «ползучего джихада». Речь идет о непрекращающемся потоке в Испанию нелегальных иммигрантов из стран Северной Африки, среди которых немало радикально настроенных элементов. Эти радикалы в открытую заявляют, что со временем Иберийский полуостров сам по себе вернется в лоно халифата, поскольку большинство его населения – иммигранты из Северной Африки  - будут исповедовать ислам. Арабская диаспора уже самая крупная в стране – более миллиона человек. Именно выходцы из Северной Африки  входили в состав раскрытых в последнее время террористических групп, в том  числе той, которая осуществила теракты 11 марта.

svobodanews.ru, 04.10.06

Слушать:
http://www.svobodanews.ru/content/transcript/266416.html









© Испания

Опубликовано: 2011-04-17 (7589 Прочтено)

[ Вернуться назад ]
Bride.Ru
Espana Spain Испания Spain.org.ru
Инфо, новости, фото Испании, туризм, недвижимость, знакомства в Испании, испанский язык