Испания Español English Russian Facebook
Online dating
  Логин or Регистр
Навигация
· Главная
· Архив новостей
· Аккаунт
· Гостевая
· Веб-камеры Испании
· Blog
· Знакомства
· Радио Испании
· Реклама
· Рекомендовать
· Книги Музыка Видео
· Контакт
· Испания
· FAQ
· Google Испания
· Google España
· Google Spain
· Новости Испании
· Погода в Испании
· Опросы
· Поиск
· Пользователи
· Отзывы туристов
· Ссылки
· Статистика
· Форум
· Топ
· Темы новостей
· PDA
· TV Испании
· Экспорт новостей
· Энциклопедия
· Журналы
· Девушка дня
Испания
· Испания
· Государство Испания
· География Испании
· История Испании
· Климат Испании
· Карты Испании
· Природа Испании
· Население Испании
· Образование в Испании
· Регионы Испании
· Туризм в Испанию
· Недвижимость в Испании
· Испанская музыка
· Культура Испании
· Экономика Испании
· Мода и красота в Испании
· Евровидение Испания
· Общество Испании
· Испанский Интернет
· Иммиграция в Испанию
· Международные отношения
· Спорт в Испании
· Бизнес в Испании
· Работа в Испании
· Политика в Испании
· Madrid Мадрид
· Barcelona Барселона
· Andalucía Андалусия
· Catalunya Cataluña Каталония
Реклама
AdultSingles Dating Service
Музыка Испании





Испания — страна бурной исторической судьбы, войн и междуусобиц, в которых протекали десятилетия и даже века, что оказало огромное влияние на становление жизненного укладам народного характера. В этих условиях складывались черты рыцарственности, смелого и гордого типа, запечатленного во многих произведениях искусства. И в то же время здесь утвердился монархический деспотизм в сочетании с сильным клерикальным гнетом — в Европе нигде не было такой жестокой и беспощадной инквизиции, как в Испании. Властители страны стремились к экспансии и расширили свое господство, включая Новый Свет, принесенный к стопам «католических королей» Христофором Колумбом. Сохраняя черты самобытности, испанцы усвоили немало у других народов, и особенно у арабов, — многовековая война не помешала воспринять от врагов многое, да и сами пришельцы оставили по себе память в замечательных архитектурных сооружениях, в испанском языке и музыке.

Как бы то ни было, замкнутость, обособленность чувствовались в Испании чуть ли не до конца XIX века.

Стена Пиренеев надежно отъединяла их от Европы, даже от ближайшей соседки — Франции. Правда, Каталония и Прованс всегда имели разнообразные и очень прочные связи, но в целом страна во многом отличалась от Европы.

Можно привести множество свидетельств очевидцев.

Среди них — Боткина, посетившего Испанию в 40-х годах прошлого века (почти в то же время, что и Глинка), оставленное потомкам в путевых очерках.

Таинственность и необычность Испании влекла писателей, художников и композиторов разных стран в поисках сюжетов, образов, красок. Так возникали прекрасные произведения искусства, полные романтизма, подчас далекие от реальности из-за отсутствия непосредственных представлений о стране.

Художественная испанистика явилась чем-то единственным в своем роде — ни одна другая европейская страна не стала предметом столь пристального внимания иноземных поэтов и музыкантов.

Это один из парадоксов, которыми так богата история испанской культуры. В стране имелись все предпосылки для возникновения большого и самобытного искусства, больше того — оно действительно было создано Сервантесом, Кальдероном и Лопе де Вега, Эль Греко, Веласкесом и Мурильо, чьи имена известны всему миру.

Но что касается музыки, давшей в XVI веке Викторию, Моралеса и Кабесона—композиторов, стоявших на уровне лучших достижений эпохи, то она не вышла по-настоящему на европейскую арену. Вплоть до конца XIX столетия Испания была представлена за рубежом не столько композиторами, сколько исполнителями и фольклором. Казалось, что композиторы разных стран говорили об Испании убедительнее, чем ее собственные.

Чары испанского фольклора увлекали многих — от Глинки до Дебюсси и Равеля, сумевших глубоко проникнуть в его сущность. Их произведения во многом послужили примером для деятелей испанского музыкального возрождения. Испанское в творчестве ряда зарубежных композиторов, во многом обогатив традиции музыкальной культуры страны, стало, таким образом, неотъемлемой частью этой культуры.

Так создавались специфические условия для развития испанской музыки нового времени, когда в ней появились композиторы, получившие широкое зарубежное признание, — Альбенис, Гранадос, М. де Фалья. Их деятельность открывала широкие перспективы для дальнейшего роста прогрессивных национально-демократических традиций, но общая обстановка, сложившаяся в европейском искусстве XX столетия, и в особенности трагические события второй половины 30-х годов, поставили непреодолимую преграду.

Возрождение испанской музыки во многом отличалось от аналогичных явлений в других европейских странах. Понять это можно лишь ознакомившись с главными жанрами и формами фольклора Испании и проследив, хотя бы вкратце, историческую эволюцию ее музыкального искусства. И, наконец, необходимо коснуться проблем европейской музыкальной испанистики. Все это существенно необходимо в монографии, посвященной в основном музыке XX века.

Еще одно. Печать «особости» лежит и на новой испанской музыке. Ее нелегко понять по-настоящему при всей кажущейся простоте, которая воспринимается подчас как наивная фольклорность. Общие эталоны здесь неприменимы: трудно сравнивать, скажем, Испанский танец Гранадоса с близким ему по жанру Венгерским танцем Брамса. Надо вслушиваться в испанскую музыку без всякой предвзятости и без преднамеренных аналогий. Надо преодолевать соблазны экзотического восприятия, подойти к ней как к глубоко своеобразному явлению, о котором не следует судить по эстетическим критериям других культур.

Здесь любители часто оказываются более чуткими, чем профессионалы, — об этом говорит успех, которым неизменно пользуется испанская музыка в широких кругах, воспринимающих её непосредственно. Интерес к ней и к ее истории возрастает, о чем говорят и работы советских музыковедов, посвященные композиторам Испании. Правда, наша музыкальная испанистика пока еще невелика по количеству названий, но в ней можно найти ряд важных суждений, по-новому освещающих то, о чем можно прочесть в трудах зарубежных музыковедов.

Богатейшее наследие испанского музыкального возрождения, которым были ознаменованы первые десятилетия нашего века, и составляет главное содержание этой книги. Мысль о ней зародилась под непосредственным впечатлением от творчества испанских композиторов, от испанской живописи, литературы и архитектуры и самой страны, привлекающей каждого суровой и нежной красотой, необычностью народного характера, сохранившего свои лучшие черты и в годы тяжелых испытаний. Все это полно глубокого своеобразия и красоты.

И если книга введет читателя в круг образов испанской музыки, то автор сочтет задачу выполненной.

Страницы, вписанные Испанией в историю мировой музыкальной культуры ярки и увлекательны, полны своеобразия. И если они не всегда достаточно освещаются в общих исторических трудах, то лишь в силу недостаточной разработанности материалов и той инерции, которая связывает главные события музыкальной жизни и творчества с немногими странами, заставляя забыть о многом примечательном, что они воспринимали от соседей. В таком положении оставалась и испанская музыка прошлых веков, вплоть до появления работ Педреля и его единомышленников, открывших перед всем миром сокровищницу родного искусства.

Это относится к далеким эпохам, что же касается новой испанской музыки, история которой неразрывно связана с движением Ренасимьенто, то она получила широкую известность, хотя далеко не всегда оценивалась в полной мере: ее часто рассматривали с общеевропейских позиций, забывая о том, что она развивалась на своей собственной основе. Правда, ее мастера, в особенности крупнейший из них — Мануэль де Фалья, значительно расширили художественную сферу, но она оставалась типично испанской. Здесь все глубоко своеобразно — и тематика, и подход к ее воплощению, самое понимание художественных задач. Мы уже говорили, что нельзя, например, подходить к фортепианным пьесам Фальи с тех же позиций, что и к шумановским. Аналогичные соображения возникают при слушании многих произведений испанской музыки.

Знакомясь с ее лучшими достижениями, мы входим в особый мир, полный новизны и увлекающий поэгичностью образов. В нем открылись перед композиторами широкие горизонты творческих исканий, возможности еще более глубокого отображения всего богатства жизненной действительности, и прежде всего — в ее современном аспекте. Композиторы героической поры Ренасимьенто да и Фалья лишь частично отобразили в своем творчестве то, что властно требовало своего воплощения, что уже раскрылось к тому времени в чешской музыке, а вскоре — и в венгерской. Речь идет о высокой гражданской и патриотической тематике, работа над которой могла бы привести композиторов к полной реализации идей, высказанных в манифесте Педреля.

Исторические условия сложились таким образом, что это отодвинулось в будущее. В начале 30-х годов можно было предполагать, что общее обновление испанской жизни приведет и к усилению роли большой, общественно значимой тематики в музыкальном искусстве. Однако драматический исход народной борьбы и последовавшее за этим резкое изменение социальной и политической обстановки в стране положили конец этим надеждам. Многие испанские композиторы вынуждены были покинуть родину, а оставшиеся дома не имели возможности продолжить развитие тех прогрессивных традиций, от которых зависело будущее испанского искусства. Наступил долгий и трудный период его истории, малодоступный для изучения.

Конец 30 — начало 40-х годов является поэтому границей эпохи истории испанской музыки, начатой движением Ренасимьенто. Конечно, первоначальные представления о его целях со временем менялись — даже в рамках эволюции одного композитора, как мы видели это у Фальи. Но общая устремленность к раскрытию богатства национальных традиций сохранялась и определяла облик новой испанской музыки на протяжении более чем сорока лет.

Что же внесла она в общую сокровищницу современного искусства? Если попытаться определить самое главное — голос композиторов Испании вновь зазвучал во всем мире и привлек к себе общее внимание яркостью воплощения национальных традиций. Заветы Педреля воплотились в действительность, испанские композиторы раскрыли в своих произведениях огромное богатство музыкальных идей, во многом необычных и новых. Возможности разработки этого материала не были исчерпаны. Можно сказать, что процесс остался незавершенным.

Первые десятилетия нашего века были примечательны и интенсивностью усвоения новых для испанской музыки творческих тенденций. При этом национальная школа, при всем различии индивидуальностей ее мастеров, проявляла себя как нечто цельное. Круг композиторов расширялся, и, возможно, многие из них могли бы раскрыться еще полнее, если бы не резкое изменение общественно-политической обстановки. Во всяком случае, в начале 30-х годов появились новые творческие силы, искавшие собственные пути.

Мировое признание получило и исполнительское испанское искусство, Касальс завоевал славу первого виолончелиста нашего века. Сеговия показал пример высочайшего искусства гитариста, пианисты Виньес и Итурби достойно продолжили концертную традицию Альбе- ниса и Гранадоса. За ними последовали и другие выдающиеся исполнители, причем многие из них получили образование в испанских учебных заведениях. Все это было неразрывно связано с общим обновлением национального искусства, так убедительно проявившегося в композиторском творчестве, свидетельствовало о движении вперед.

К этому привел долгий путь, отмеченный взлетами и кризисами. Он полон глубокого своеобразия, хотя, конечно, в нем можно найти много общего с ходом истории музыки других европейских стран. В испанских условиях все приобретало свой характер, которым отмечена и эпоха, находившаяся в центре нашего внимания.

Мы уже отошли от этого времени достаточно далеко для того, чтобы иметь возможность окинуть его общим взглядом и проследить главные творческие тенденции.

Этому помогают и довольно многочисленные музыковедческие труды, посвященные испанской музыке, также порожденные движением Ренасимьенто. Сейчас становится ясным, что оно внесло свой вклад в развитие не только испанского, но и общеевропейского искусства. И, вспоминая об этом, о редкостной музыкальной одаренности народа, думается, что отсюда идет множество путей в будущее, когда на многострадальной земле Пиренейского полуострова восторжествует свобода и справедливость, а вместе с ними придет время нового расцвета испанского искусства и культуры.

Мартынов И. И.
Музыка Испании. Монография. М., «Советский композитор», 1977, 376 с. с ил.

Первая советская монография об испанской музыке освещает основные этапы ее исторического развития, рассказывает о формах и жанрах испанского фольклора, о крупнейших мастерах музыкального возрождения Испании — Педреле, Альбенисе, Гранадосе, Мануэле де Фалья. Читатель узнает также о музыке республиканской Испании. Одна из глав книги посвящена произведениям русских и европейских композиторов на темы и сюжеты из жизни Испании.

Скачать









© Испания

Опубликовано: 2013-01-25 (6864 Прочтено)

[ Вернуться назад ]
Знакомства с иностранцами
Espana Spain Испания Spain.org.ru
Инфо, новости, фото Испании, туризм, недвижимость, знакомства в Испании, испанский язык