Испания Español English Russian Facebook
Online dating
  Логин or Регистр
Навигация
· Главная
· Архив новостей
· Аккаунт
· Гостевая
· Веб-камеры Испании
· Blog
· Знакомства
· Радио Испании
· Реклама
· Рекомендовать
· Книги Музыка Видео
· Контакт
· Испания
· FAQ
· Google Испания
· Google España
· Google Spain
· Новости Испании
· Погода в Испании
· Опросы
· Поиск
· Пользователи
· Отзывы туристов
· Ссылки
· Статистика
· Форум
· Топ
· Темы новостей
· PDA
· TV Испании
· Экспорт новостей
· Энциклопедия
· Журналы
· Девушка дня
Испания
· Испания
· Государство Испания
· География Испании
· История Испании
· Климат Испании
· Карты Испании
· Природа Испании
· Население Испании
· Образование в Испании
· Регионы Испании
· Туризм в Испанию
· Недвижимость в Испании
· Испанская музыка
· Культура Испании
· Экономика Испании
· Мода и красота в Испании
· Евровидение Испания
· Общество Испании
· Испанский Интернет
· Иммиграция в Испанию
· Международные отношения
· Спорт в Испании
· Бизнес в Испании
· Работа в Испании
· Политика в Испании
· Madrid Мадрид
· Barcelona Барселона
· Andalucía Андалусия
· Catalunya Cataluña Каталония
Реклама
Amigos.com - Encuentra el amor de tu vida aqui
Испанские галеоны






Испанский галеон San Mateo в битве у Азорских островов, 1582 г

Испанский галеон San Teresa в битве "при холмах", 1639 г

Английский галеон "Golden Hind"

Испанские галеоны — один из самых романтичных типов кораблей в морской истории. Как греческие триремы у нас ассоциируются с аргонавтами, осадой Трои, «хитроумным» Одиссеем, великим Периклом и храмом Афины Парфенон — так и галеоны в нашем представлении неразрывно связаны с затонувшими сокровищами, пиратами и конкистадорами, испанской Непобедимой Армадой и золотом испанской короны. Много сделали для создания такого образа историки и писатели (достаточно вспомнить «Остров сокровищ» или «Одиссею капитана Блада»), но постарались и современники — в лице Голливуда и его капитана Джека-Воробья. Но галеоны не были позолоченными «дворцами на воде», а скорее исполняли незавидную роль «морских рабочих лошадок» Испанской Империи, защищая ее интересы в европейских водах и обеспечивая доставку в метрополию несметных (действительно!) сокровищ из колоний, разбросанных по всем сторонам света.

Происхождение галеонов не до конца ясно. Впервые этот термин (galeones) появляется в начале XVI столетия применительно к испанскому судну, построенному в 1517 году для борьбы с берберийскими пиратами в Средиземноморье. Его непосредственными предшественниками являлись небольшие парусно-весельные суда, которые в Венеции назывались galleoni, а в Португалии — galeones. Но галеоны были уже исключительно парусными судами, хотя возможность использования весел на них сохранялась. В 1525 году при «инвентаризации» испанского флота в его составе насчитывалось уже двадцать пять галеонов, которые относились к военным кораблям, а не торгово-купеческим! К последним относились маленькие и легкие каравеллы, используемые для исследовательских целей, и громоздкие купеческие нао, используемые для международной торговли. Главное конструктивное отличие нового типа кораблей заключалось в видоизмененном парусном вооружении (на галеонах отдавалось предпочтение прямым парусам, а не косым «латинским») и способе крепления обшивки корпуса к набору. Каравеллы и нао имели набор «внахлест» — когда доски обшивки каждого последующего яруса перекрывали доски предыдущего. Это хотя и позволяло создавать очень прочные конструкции, но было неэкономично и создавало большое сопротивление корпуса в воде, что уменьшало скорость и, соответственно, дальность плавания (при неизменных внутренних запасах провизии).

Галеоны были именно военными судами, причем — неплохо вооруженными, в отличие от нао, которые были сугубо торговыми кораблями, хотя и могли быть вооружены. Это проявилось, например, в сражении у Превесы (Prevesa) в 1538 году, когда венецианские галеоны одержали победу над турецкими галерами.

Конструкция

Обычно галеон представлял из себя высокобортное судно с очень высокой башеноподобной кормой, менее возвышенным полубаком, плоским удлиненным форштевнем и единственной пушечной палубой (декой). Корпус имел заметный завал борта, продолжавшийся и на кормовой надстройке, служившей во время абордажных схваток своеобразной крепостной башней для аркебузников и арбалетчиков. Обводы корпуса галеонов были благороднее (отношение длины к ширине — 4:1), чем у нао (3:1) и сам галеон являлся достаточно устойчивой платформой для корабельной артиллерии.

«Среднестатистический» галеон имел бушприт и три мачты — фок, грот и бизань. На больших (свыше 800 т) галеонах устанавливали четвертую мачту — бонавентур. Бушприт нес квадратный шпринтованный парус, в то время как фок-мачта и грот-мачта несли по три квадратных паруса (главный, марсель и королевский). Бизань-мачта и бонавентур несли латинские паруса.


«Сан Эстебан» («San Esteban»), Испания, 1554 г.
Классический галеон середины XVI века, отличавшийся от торговых судов двумя башеноподобными надстройками. Был вооружен bombardettas. Затонул во время шторма, возвращаясь с грузом в 2 млн. серебряных песо, по пути в Гавану из Вера Круз, расположенной на мексиканском побережье. Был обнаружен в конце 60-х годов прошлого века и исследован археологами. Некоторые части обшивки и вооружения были восстановлены.

«Сан Хуан Батиста» («San Juan Bautista»), Испания, 1582 г.
Водоизмещение —750 т Вооружение — 24 орудия Экипаж — 296 человек
Строился для несения службы в Вест-Индии, и этим объясняется весьма слабое вооружение. Входил в состав Армады и участвовал в экспедиции на Британские острова. 8-9 августа, вместе с флагманским галеоном «Сан Мартин» и еще двумя кораблями вел сражение против всего английского флота. Был сильно поврежден, но смог вернуться в Испанию. По свидетельству очевидцев, по палубе невозможно было передвигаться, т.к. она была залита кровью.


«Нуэстра Сенора де Аточа» («Nuestra Senora de Atocha»), Испания, 1622 г.
Водоизмещение — 500 т. Вооружение — 20 орудий Экипаж — 200 человек
Построен из красного дерева в Гаване в 1618 году. Затонул во время ужасного урагана в сентябре 1622 года вместе с двумя другими галеонами, унеся на дно один миллион серебряных песо, золотые слитки, изумруды и 20 тонн слитков серебра. Часть груза и пушек были подняты испанцами. Обнаружен в 1985 году.

«Сан Фелипе» («San Felipe»), Испания, 1629 г.
Водоизмещение —610 т Длина —31,1 м Ширина —10,0 м Вооружение —24 орудия Экипаж — 200 человек
Построен на частной верфи в Баскии (Basque) судовладельцем Martin de Arana по заказу Королевского флота. Вооружен бронзовыми пушками, снятыми с галеона «Nuestra Senora de Atocha». Был предназначен для службы в Карибском море, но принимал участие в составе Португальской эскадры Океанского Флота в войне против Франции. Участвовал в сражении при Dawns.

«Нуэстра Сенора Концепсион» («Nuestra Senora de La Puray Limpia Conception»), Испания, 1641 г.
Водоизмещение — 600 т Длина — 42,7 м Вооружение —36 орудий Экипаж —250 человек
Один из последних классических галеонов. Построен в Гаване в 1620 году как грузовой нао, но в 1639 году был перестроен для охранной службы в Вест-Индии. При перестройке учитывался голландский опыт, что привело к значительному уменьшению башеноподобных надстроек. Погиб во время урагана в 1641 году у острова Гаити с грузом золота. В конце XVII столетия судно было обнаружено английским кораблем, который и снял с борта галеона большую часть груза.

«Голден Хайнд» («Golden Hind»), Англия, 1560 г.
Водоизмещение —300 т Длина — 36,5 м Ширина — 6,7 м Осадка —4,1 м Вооружение —22 орудия Экипаж — 85 чел
Корабль Ф. Дрейка. Построен в Венеции по французским чертежам. Первоначально назывался «Пеликан». Был переименован Дрейком в честь хозяина судна (точнее — его герба) Кристофера Хаттона.

Первоначально галеоны уступали нао по размерам, которые были достаточно скромны (грузоподъемностью в 120 испанских тонн), что косвенно указывает на возможность их передвижения под веслами в прибрежных водах. Но уже в 1536 и в 1543 годах последовали решения Мадридского двора, согласно которым размеры и огневая мощь галеонов существенно возрастали — до 400 тонн включительно. К 1570 году грузоподъемность в 500 тонн становится для галеонов обыденной, а ко времени Армады (1588 г.) испанская корона могла уже снарядить для экспедиции «усмирения» Англии три 1000-тонных и восемь 800-тонных левиафанов. После гибели Армады и последовавшего после этого кризиса в испанском кораблестроении размер галеонов опять уменьшился до 500 тонн и оставался таковым вплоть до окончания «эры галеонов» в конце XVII столетия.

Вместе с увеличением размеров галеонов возрастало и их общее количество. Галеон окончательно вытеснял со своей «ниши» все остальные классы кораблей. Более того, подражать Испании в строительстве новомодных галеонов стали и другие страны. И вот уже вместо привычных каравелл, карак и прочих творений раннего средневековья к 1545 году галеоны обосновались в английских, шотландских, французских, португальских и фламандских флотах.

Сам процесс строительства этих кораблей в Испании был регламентирован инструкциями Мадридского двора. Каждый аспект проекта, выбора материалов и собственно строительства был жестко определен — от угла наклона ахтерштевня до промежутка времени, в течение которого находился в пути от места заготовки до верфи корабельный лес.

До конца XVI столетия кораблестроение было основано на личном опыте, глазомере и интуиции. После 1580 года были определены первые эмпирическо-математические принципы кораблестроения, и судостроителей обязали придерживаться их. Основополагающим для строительства галеона стало измерение длины кильбалки. В зависимости от ее размеров уже устанавливалось количество шпангоутов, кривизна и изгиб корпуса, толщина палуб и наружной обшивки и т.д. В крепеже корпуса стали использоваться железные конструкции.

Толщина корпусной обшивки галеона возрастала по мере приближения к килю. Щели между досками затыкали пеньковыми волокнами и просмаливали, стараясь обеспечить необходимую водонепроницаемость корпуса. Для корпусов галеонов, предназначенных для плавания в южных морях, применяли дополнительную защитную наружную обшивку, отделенную от основной обшивки просмоленной парусиной. И последним ухищрением, направленным на сохранение подводной части корпуса, было нанесение на нее слоя растительного или животного жира.

Позолота наносилась на носовую фигуру и на кормовой балкон. Остальные части корпуса красились обычно в черный цвет и охру, но также использовались красный, желтый, синий и белый цвета. На каждую мачту поставлялся свой флаг, обычно — с королевским гербом.

В XVI веке Испания имела два главных кораблестроительных центра — верфи Ла-Коруни на севере Страны Басков и верфи в Кадише и Севилье на южном побережье Андалузии.

После 1610 года испанцы получили возможность строить галеоны в Новом Свете — на верфях Гаваны, где в первой по ловине XVII века и была построена большая часть галеонов использовавшихся для связей с Индией. Также корабли такого класса могли строиться и на верфях Картахены, но они в основном использовались для ремонта и строительства мелких кораблей. Лучшими стапелями обладали верфи в Бильбао, xoтя использовавшаяся там древесина (дуб) уступала превосходному красному дереву, который применялся на кубинских верфях. Но тут уже на главенствующие позиции выходили многовековые традиции кораблестроения в Бильбао, хорошее местное железо и тот факт, что Бильбао был признанным центром производства пушек. Также в его пользу были устойчивые связи с Северной Европой, гарантирующие поставки хвойного строевого леса для мачт и обилие материала для парусов, такелажа и пр.

Во времена Филипа IV изменились принципы кораблестроительной политики Мадрида. Если раньше этим всецело занималось государство, то теперь галеоны строились частными судостроителями по заказу королевского двора на королевских же верфях. Испанская корона получала корабль от судостроителя в виде «полуфабриката», и после этого продолжался процесс достройки, который иногда длился столько же, сколько и сама постройка — до двух лет. Этот процесс включал в себя установку артиллерии, навигационных инструментов, фонарей шлюпок и собственно художественное оформление корабля. Отношения между титулованным заказчиком и судостроителям складывались непросто, большинство верфей располагалось под открытым небом, а их техническое оснащение оставалось примитивным на протяжении веков. Сроки строительства не выдерживались. Из-за этого иногда между государством и строителями возникали судебные тяжбы, как в случае с галеоном «Nuestra Seniora de Atocha», построенного в Гаване, которая продолжалась много лет, пока в 1622 году галеон не погиб во время шторма.

Вооружение

Артиллерийское вооружение галеона обеспечивалось Короной, ее литейными заводами и пороховыми мануфактурам а это означало, что королевские администраторы должны были предоставлять детальные отчеты относительно пушек, пороха, ядер и т.п. Только в 1633 году было разрешено производство пороха на частных предприятиях. Законодательно, с 1552 года, устанавливался калибр пушек, число людей в обслуге, запасы пороха на одно орудие и т.п. Весь арсенал размещался на корабле только на одно плавание — после его завершения следовало разоружение корабля и разгрузка его боеприпасов — с размещением на Королевских складах и арсеналах. Это тяжелая и трудоемкая процедура, однако, позволяла с наибольшей эффективностью использовать всю артиллерию Короны и наилучшим образом вооружать каждый конкретный корабль для выполнения определенной ему задачи. С другой стороны, эта процедура, безусловно, снижала боеготовность корабля. Кроме пушек собственного производства, испанцы использовали артиллерию, произведенную в Северной Италии, Фландрии и некоторых центральногерманских княжествах. Чтобы не зависеть от импортных поставок стратегического товара, Корона в начале XVII века построила еще два больших завода: в Севилье — в 1611 году, производящего бронзовые пушки, и в Сантандера — в 1622, выпускающего наиновейшие чугунные. Уже к 1630 году импорт артиллерийского вооружения был практически прекращен.

На испанских галеонах использовалось несколько типов артиллерийского вооружения: canones, culebrinas, sacres, pedrero, bombardettas и versos. Из них к началу XVII столетия, практически вышли из употребления pedreros, стрелявшие каменными ядрами — отчасти из-за высокой стоимости обработки камня. Короткие бочкообразные versos, предназначенные для уничтожения живой силы противника при стрельбе «в упор», также постепенно изымались из королевских арсеналов, т.к. имели очень маленькую зарядную камеру, малый заряд пороха и, соответственно, — ничтожную дальность эффективной стрельбы, что при возросших дистанциях боя уже не могло устроить военных.

Bombardettas, представлявшие из себя казнозарядные орудия, собранные из полос кованного железа, состояли на вооружении испанской монархии с начала XV века, и в эпоху расцвета галеонов были уже безнадежно устаревшим типом артиллерийского (или лучше — метательного?) вооружения. Хотя они и сошли со сцены вместе с галеонами только в конце XVII столетия, но только из-за того, что в свое время их было сделано очень много, а выбросить этот псевдоартиллерийский хлам испанским донам было жалко. Наиболее современные canones и culebrinas, являющиеся классическими дульнозарядными пушками, также конструктивно отличались между собой. Canones имели больший калибр, были тяжелее и короче, и предназначались, в основном, для разрушения корпусов вражеских кораблей.

Соответственно, culebrinas были легче, поворотливее, если так можно сказать, и имели более длинный ствол, что предопределяло их применение против парусов, такелажа и живой силы противника, расположенной на открытой верхней палубе. Sacres представляли собой, по сути, орудийные стволы (без лафета), крепившиеся на штыре на верхней палубе судна, и чем-то напоминали английские фальконеты, пригодные разве что к стрельбе по шлюпкам или толпе индейцев. Вопросов веса и размера ядер, величины порохового заряда и т.п. мы в этой статье касаться не будем, т.к. в этом вопросе у испанцев царила полнейшая анархия, и оснащение каждого конкретного корабля (под каждый конкретный набор установленного на нем артиллерийского вооружения!) представляло просто титаническую задачу! Нетрудно понять теперь, почему испанцы всегда недолюбливали артиллерийский бой «на дистанции» (50... 100 м!), а отдавали предпочтение абордажным схваткам, где толедская сталь палашей и кирас родственников Дон Кихота могла посрамить наследников Робин Гуда.
Считается, что обычный 500-тонный галеон нес на борту 18 пушек, а его более крупный 750-тонный собрат — до 30 пушек. Из описания же корабельного состава Армады известно, что двадцать два галеона из ее состава имели «серьезное» артиллерийское вооружение. Так восемь «500...600-тонников» несли примерно по 24 орудия, еще восемь «700...850-тонников» имели на борту по 30.. .40 орудий, а три гигантских (по меркам того времени) 1000-тонных галеона могли обрушить на противника огонь из 50 орудий. Три галеона меньшего размера (250...300 тонн) несли на борту до 20 пушек. Это возможно объяснить тем, что карательная экспедиция Медины Сидоньи на Британские острова как это прекрасно понимали в Мадриде, не была похожа на «прогулки» Кортеса или Писарро против инков или ацтеков, и потому доны готовились серьезно...

Типичное вооружение «Nustra Stnora de Atocha», 500-тонного испанского галеона, построенного в 1618 году, состояло из двадцати орудий: 2 — canones, 14 — culebrinas и 4 — sacres. Первые два типа орудий устанавливались на единственной орудийной палубе в середине судна, а последние «украшали» носовую часть.

В целом следует отметить, что артиллерийское вооружение галеонов следует признать достаточным (но не чрезмерным) для своего времени и техусловий, в которых им приходилось воевать (против берберийских пиратов, турецких галер, малайских пирог или пиратских шхун), но они, конечно же, ничего не могли сделать с линейными кораблями, начало которым положила Англия закладкой своего «Sovereign of the Seas» в 1636 году.

История службы

Расцвет галеонов был связан, как это ни покажется странным, с указом Мадридского двора от 1626 г., который требовал, чтобы все торговые операции в Атлантике осуществлялись только в составе конвоев. Надо сказать, что еще в 1522 году судовладельцы Севильи стали просить у короля защиты от участившихся случаев нападений на суда, следовавших от Азорских островов. Этим же указом король Испании постановил, что все металлические деньги (и слитки драгоценных металлов) должны были доставляться в метрополию только на военных кораблях. Лучше галеонов выполнить эту задачу не мог никакой другой тип корабля.

С 1555 года участившиеся случаи пиратского нападения вынудили установить минимальный размер конвоя — четыре грузовых нао в сопровождении одного галеона. Полтора столетия отлаженная система испанских конвоев обогащала испанскую монархию двумя конвоями в год, снаряжаемых в Севилье. Первый, отправляясь в апреле из Севильи, направлялся к побережью Новой Испании (Мексика) с заходом на Канарские острова, загружался мексиканским серебром и восточными специями, перезимовывал в Гаване и возвращался в Испанию в октябре следующего года. Маршрут второго конвоя пролегал к Карибскому побережью Нового Света, где тот собирал перуанское серебро, перезимовывал в Картахене, и после посещения Гаваны возвращался в ноябре.

Остальные галеоны, не входящие в состав конвоя, не сопровождали «купцов» через весь Атлинтический океан. Называясь «Armada de la Guardia», они обычно сопровождали драгоценный груз только в опасных водах Карибского моря, а после выхода торговцев в Атлантику — возвращались в Гавану. Причем, интересный факт, — во флот, обеспечивающий охрану драгоценных грузовых нао в карибских водах, обычно назначались галеоны «second hand» — устаревшие, с худшей артиллерией и командой, и т.п. В отличие от них, сформированный в 1580 году «Armada del Mar Осеаnо» имел своим ядром корабли португальской эскадры — главной ударной силы испанского флота — и возглавлялся «лицом королевской крови». Базировался этот флот, обеспечивающий господство Испании в Европе, в портах Севильи, Кадиса и Лиссабона.

Галеоны оказались весьма универсальными кораблями — они могли «работать» и в составе больших эскадр (типа «Непобедимой Армады»), и в составе маленьких флотилий, выступали в качестве транспортеров золота и серебра и служили охраной драгоценных американских конвоев. И никогда они не были «мальчиками для битья» из пиратских сказок и приключенческих романов, какими мы их привыкли видеть. Так из 120 кораблей Армады, вторжения которой со страхом ожидала вся Англия, было немногим более двадцати галеонов, составлявших ее боевое (не транспортно-десантное) ядро! И этого количества было достаточно для того, чтобы Говард Эфингемский возносил горячие молитвы к Богу, могущему спасти (и спасшему!) Британию от испанской короны (и инквизиции!). Вообще, галеоны частенько выступали как носители и олицетворение всей военно-морской мощи Испании, придавая боевую устойчивость тем эскадрам и соединениям, в которых они состояли, пока военно-морская революция, вызванная появлением линейных кораблей, не опрокинула их значение.

Корабельная организация

Большую часть того времени, когда галеоны составляли основу испанского флота, действовал королевский указ, который увязывал количество членов экипажа судна с грузоподъемностью самого судна в пропорции 1:1 (1 человек = 1 тонна). Однако частые войны и нехватка людских ресурсов уже к 1550 году привели к новому правилу «1 человек = 5,5 тонны груза», а в 1629 году — «1 человек = 6,25 тонны». Таким образом, средний 500-тонный галеон имел на своем борту примерно следующий состав экипажа: 15 офицеров, 45 матросов, 10 слуг и 20 солдат, причем количество солдат могло быть увеличено в несколько раз — в зависимости от рода задачи, для выполнения которой снаряжался корабль. Командиров на галеоне было... два(!). Первый, называемый «capitan de mar», обычно был профессиональным моряком, но не имел никакой власти над войсками, пассажирами или грузом, даже если он и являлся представителем знати или высокопоставленным чиновником. Второй капитан, «capitan de guerra», назначался из офицеров сухопутной армии или из представителей судовладельца. Солдаты не являлись частью корабельной команды, а служили военной опорой для офицеров и охраняли дисциплину на корабле. Во время стоянки корабля в порту солдаты подчинялись губернатору города.
Место на борту испанского галеона было чрезвычайно ограничено. Классический 450-тонный галеон начала XVII столетия «Nuestra Senora de los Tres Reyes», построенный в 1628 году, имел главную палубу размером 29,9x9,6 м. при более чем 200 человек команды (в перегрузочном варианте), что составляет всего 1,4 кв.м на человека. Конечно, для капитана и представителей знати условия были более-менее сносными. Каюта капитана находилась в корме, в надстройках верхней палубы. Каюта лоцмана находилась в кормовом пространстве палубы полуюта. Каюта судовладельца располагалась палубой ниже, возле рулевого отделения. Капеллан имел свою каюту, расположенную в палубных надстройках. Старшие офицеры имели довольно таки просторные помещения для своих нужд, в то время как младшие офицеры и пассажиры должны были тесниться во временных спальных местах, отделенных от остального корабля занавесками и временными перегородками. Спальные места команды находились на нижней палубе, но многие предпочитали «квартироваться» на верхней палубе, среди надстроек, между грот- и бизань-мачтами, или же — на квартердеке. Начальство этому, как правило, не препятствовало, т.к. это позволяло максимально быстро, в случае внезапной опасности от пиратов мобилизовать команду. Матросы-ученики спали на нижней палубе, в носовой части корпуса — между носовой оконечностью и фок-мачтой. Пассажиры располагались... где Бог даст, т.е. где придется. Солдаты имели свое особое место — по правому борту нижней палубы. Ясное дело, что в таких нечеловеческих условиях проблемы гигиены и санитарии решались на весьма примитивном и совершенно недостаточном уровне — эпидемии были постоянным спутником галеонов. Достаточно сказать, что спальное место корабельного врача находилось прямо посреди сундуков с лекарствами! Также, часто на кораблях перевозили домашний скот — быков, коз, свиней — в качестве провизии. Крысы были постоянными спутниками — так в 1622 году, во время стоянки в Гаване с грузом сокровищ, на галеоне «Nuestra Senora de Atocha» было убито более тысячи крыс!
Чтобы служить в таких условиях на кораблях, перевозящих слитки золота, надо было быть очень терпеливым человеком. Или очень бесправным.

Галеоны, как военные корабли

Испанцы в течение всего времени владычества галеонов на морях не относились серьезно к их артиллерийской мощи, считая артиллерию чем-то вспомогательным (в отличие от абордажной команды), используя ее не для сокрушения корпусов неприятельских кораблей, а для уничтожения неприятельских матросов и солдат перед началом рукопашной схватки. Испанские пушки устанавливались на сухопутных двухколесных лафетах, которые исключали возможность маневрирования артиллерией во время боя. Перейти на общепринятые в Европе четырехколесные лафеты испанцев вынудил ряд тяжелых поражений в артиллерийских дуэлях — но только лишь после 1620 года, когда первенство Англии в кораблестроении и морской артиллерии стало очевидным. Скорострельности и артиллерийской выучке своих солдат испанцы также не уделяли должного внимания, в силу того, что после первого залпа, сделанного с расстояния 30.. .50 метров, галеон старался как можно быстрее «навалиться» на борт вражеского корабля, а там уже в дело шли палаши и пики... Надо сказать, что долгое время такая тактика была оправдана, прежде всего из-за несовершенства первых пушек. Так, в сражении против французов при Азорских островах в 1582 году (Battle of the Azores), испанские абордажные команды в короткой схватке смогли захватить практически все корабли, составлявшие ядро французской эскадры, и обеспечить победу.

Сражение у острова Мигуэлья

После завоевания Испанией Португалии в 1580 году единственной не оккупированной португальской территорией оставались Азорские острова. В 1580 году Франция послала на помощь непокорным островам флот под командованием наемного адмирала Филиппо Строззи (Filipo Strozzi). В ответ испанцы двинули к островам собственный флот под командованием старого флотоводца, капитан-генерала дона Альваро де Базана (Don Alvaro de Bazan, Marquis of Santa Cruz). Два флота встретились в 18 милях от острова Мигуэлья (Miguel) 26 июля. Иногда это сражение называют, в честь порта острова, сражением при Понт-Делгаде (Battle of Punta Delgada). Строззи имел в своем распоряжении 40 кораблей, а Базан — 21 корабль. В каждой эскадре была своя транспортная флотилия. Хотя испанцев было в два раза меньше, Базан сумел ввести свои корабли в бой так, чтобы уравновесить силы. Главный удар нанес 750-тонный галеон Сан Матео, вооруженный 30 орудиями, солдаты которого взяли на абордаж и захватили два неприятельских судна. Благодаря решительным и искусным действиям Базана испанцы выиграли битву и захватили десять французских кораблей. Поражение французов предопределило падение островов.

Таким же образом предполагалось действовать и Непобедимой Армаде в 1588 году. Чтобы закончить с испанским абордажем, дополним, что вся абордажная команда испанского галеона вооружалась аркебузами и мушкетами — для огневого боя, и холодным оружием — для рукопашного. Абордажная команда была разделена на две части — в то время как одна, укрывшись за бортом, перезаряжала оружие, вторая вела огонь. Наиболее подготовленная часть солдат (под командованием офицера) ожидала начала абордажа на полубаке, остальные — на квартердеке и полуюте. В течение всего 16-го столетия абордажная тактика испанцев вполне оправдывала себя, — испанцы уверенно господствовали на морях, а их связка «галеон + абордажная команда» прекрасно себя показывала в сражениях против англичан, французов и голландцев, не говоря уже о турках, хотя последние и придерживались сходной тактики (абордажа). Но совершенствование англичанами артиллерии и методов ее применения, особенно проявившееся в нескольких англо-испанских сражениях в конце 1580-х годов, когда британские комендоры просто не допустили испанскую пехоту на палубы своих кораблей, поколебали былое незыблемое могущество Испании. Окончательно перечеркнуло испанское военно-морское владычество гибель почти всех кораблей Армады во время урагана.

Но только спустя сорок лет после гибели Армады испанцы решились на модернизацию лафетов своих пушек и разделению личного состава на матросов — управлявшихся с рангоутом и такелажем, канониров — обслуживающих артиллерию, и солдат — участников абордажа. Орудийный расчет у испанцев состоял из шести-восьми человек, над которыми главенствовал комендор, подчинявшийся «capitan de guerra». Т.к. ни о какой унификации артиллерии тогда еще не задумывались, то для облегчения заряжания пушек на борту корабля рядом с орудийным портом, краской наносился калибр соответствующего орудия. Пороховые картузы, доставляемые артиллерийской прислугой из крюйт-камеры, также были соответственным образом помечены. Это, конечно же, доставляло много неудобств и привносило суматоху во время боя.

Оправившись от потрясения, вызванного гибелью Армады, испанцы стремились восстановить «статус-кво» и немало в этом преуспели. Так, в 1629 году дон Фадрико де Толедо (Don Fadrique de Toledo) отогнал артиллерийским огнем (!) голландскую эскадру от Азорских о-вов, а затем направился в Вест-Индию и захватил о-ва Сан-Кристобаль (San Cristobal) и Нэви (Nieves) — опять-таки, под прикрытием сильного артиллерийского огня с галеонов. Во время Тридцатилетней войны испанский флот смог обеспечить регулярное снабжение своей армии во Фландрии. Даже после вступления в войну Франции (в 1638 году) ситуация кардинально не изменилась. Так, во время сражения «при Холмах» (Battle of the Downs) у побережья Южной Англии двенадцать испанских галеонов артиллерийским огнем уничтожили, принудили к капитуляции или захватили десять кораблей французской эскадры.
Но эта победа оказалась «лебединой песнью» славного века галеонов — уже через двадцать лет галеоны исчезли из списка военно-морских флотов всех морских держав. И Испания здесь не оказалась исключением...

Закат века галеонов

В конце XVI — начале XVII века наметились две генеральные линии развития галеонов — англо-датская и испано-портутальская. Галеоны северной Европы были более быстроходны и лучше подходили для артиллерийского сражения. Корабли южной Европы продолжали нести архаичные башеноподобные структуры в носовой части корабля — это объяснялось традиционным предпочтением испанцев к абордажной схватке, и, соответственно, возможным использованием кормового и носового возвышения для обстреливания противника. Взаимное соперничество продолжалось до 30-х годов XVII века, после чего преимущество англо-голландской системы стало неоспоримым. Испанцы поспешили «вскочить в уходящий поезд» (пардон - в уплывающий галеон), но тем самым подписали приговор самому классу галеонов, т.к., после плавной трансформации английский галеон перешел в совершенно новый класс кораблей — линейных. По иронии судьбы, самым известным галеоном стал... английский «Золотая лань» сэра Френсиса Дрейка, Пирата Ее Величества, вторым (после Магеллана) совершившим кругосветное путешествие в 1577-1580 гг., в ходе которого он беспощадно грабил испанские колонии и торговые суда. И именно с беспримерной «кругосветкой» Дрейка многие связывают начало заката испанской Империи, потому что безнаказанный вояж Дрейка (а Испания, требовавшая его казни или выдачи, была возмущена присвоением Дрейку рыцарского звания) спровоцировал принятие Испанией решения о вторжении на Острова и подготовке Непобедимой Армады. Гибель Армады повлекла с собой и угасание империи. Империи, созданной галеонами.

Павленко С. Б.

http://www.nauka-tehnika.com.ua/nt/article/ispanskie-galeony









© Испания

Опубликовано: 2013-10-15 (9806 Прочтено)

[ Вернуться назад ]
EU Love Dating Service
Espana Spain Испания Spain.org.ru
Инфо, новости, фото Испании, туризм, недвижимость, знакомства в Испании, испанский язык