Испания Español English Russian Facebook
Senior FriendFinder
  Логин or Регистр
Навигация
· Главная
· Архив новостей
· Аккаунт
· Гостевая
· Веб-камеры Испании
· Blog
· Знакомства
· Радио Испании
· Реклама
· Рекомендовать
· Книги Музыка Видео
· Контакт
· Испания
· FAQ
· Google Испания
· Google España
· Google Spain
· Новости Испании
· Погода в Испании
· Опросы
· Поиск
· Пользователи
· Отзывы туристов
· Ссылки
· Статистика
· Форум
· Топ
· Темы новостей
· PDA
· TV Испании
· Экспорт новостей
· Энциклопедия
· Журналы
· Девушка дня
Испания
· Испания
· Государство Испания
· География Испании
· История Испании
· Климат Испании
· Карты Испании
· Природа Испании
· Население Испании
· Образование в Испании
· Регионы Испании
· Туризм в Испанию
· Недвижимость в Испании
· Испанская музыка
· Культура Испании
· Экономика Испании
· Мода и красота в Испании
· Евровидение Испания
· Общество Испании
· Испанский Интернет
· Иммиграция в Испанию
· Международные отношения
· Спорт в Испании
· Бизнес в Испании
· Работа в Испании
· Политика в Испании
· Madrid Мадрид
· Barcelona Барселона
· Andalucía Андалусия
· Catalunya Cataluña Каталония
Реклама
Муниципальное управление и территориальное развитие в Испании





В начале апреля в Испании состоялся семинар «Муниципальное управление и территориальное развитие в Испании», организованный Московской школой гражданского просвещения (МШГП) и испанским фондом «Вальсаин» «За распространение и защиту демократических ценностей».

В числе участников был Рустем Басыров, выпускник МШГП, кандидат исторических наук, заведующий отделом по взаимодействию с общественными институтами Управления по общественно-политическому развитию Администрации главы Республики Башкортостан. Он любезно согласился дать эксклюзивное интервью интернет-журналу «Политическое образование».

Рустем Ришатович, расскажите подробнее о самом семинаре, где он проходил, кто в нем участвовал?

Прежде всего, хочу заметить, что я выезжал в Испанию как частное лицо, а не как госчиновник. Для этого, как требует законодательство, взял отпуск, приобрел билеты и так далее.

Это уже не первый подобный семинар, в котором мне удалось поучаствовать. Ранее я уже участвовал в мероприятиях, проводимых в рамках американского образовательного проекта «Открытый мир», Стокгольмского института переходной экономики, германского фонда Адэнауэра. Для меня, и как ученого, и как чиновника освещаемые на этих семинарах темы важны, поскольку непосредственно входят в сферу моих профессиональных интересов. Так, в Швеции мы рассматривали накопленный там опыт модернизации страны и возможность его использования в России, в Германии изучали современное состояние германо-российских отношений, роль властных элит, институтов гражданского общества, СМИ, церкви, особенности разных моделей демократического развития.

Что касается семинара в Испании, то он проходил в городе Сеговия, в автономной области (автономном сообществе) Кастилия и Леон на северо-западе страны. Среди участников было немало россиян. Здесь и представители региональных и местных органов власти, и гражданские активисты, и журналисты, и руководители общественных объединений. С принимающей стороны также были представители органов государственной власти и местного самоуправления, университетская профессура, политики, общественные деятели.

В рамках заявленной темы – «Муниципальное управление и территориальное развитие в Испании» – на семинаре были рассмотрены вопросы: взаимоотношения региональных и местных органов власти с центром; территориального устройства Испании; разграничения полномочий и предметов ведения между центром, регионами и муниципалитетами; развития Испании после завершения периода диктатуры Франко (с 1975 по настоящий год).

На открытии семинара присутствовали глава фонда «Вальсаин», доктор юриспруденции, бывший еврокомиссар по правам человека Альваро Хиль Роблес, региональный представитель правительства Кастилия и Леон в Сеговии, а также первый секретарь Посольства России в Испании. Доктор Роблес в своем выступлении пожелал участникам плодотворной работы, выразил уверенность, сто семинар послужит делу укрепления отношений между Испанией и Россией, не только на уровне Мадрида и Москвы, но и на уровне регионов и отдельных муниципалитетов.

Что вы можете сказать об Испании? Изменились ли ваши представления об этой стране после поездки в Кастилию и Леон? В российских СМИ Испания практически не представлена. Пишут, что эта страна как и Греция стоит на пороге глубокого экономического кризиса, что она входит в число самых бедных европейских стран? Так ли это?

Поездка, безусловно, дала мне многое в понимании этой страны, ее народа, культуры, познании проблем, с которыми сталкиваются испанцы, путей их преодоления.

У Испании богатая история. И хотя Испания считалась королевством, большую часть прошлого века в стране правили военные. Одна хунта сменяла другую, что привело к отречению в 1931 году от своего престола последнего из Бурбонов, Альфонса XIII. Лишь в 1947 году Испания была опять объявлена королевством, однако до 1975 года престол оставался незанятым при регентстве «каудильо» Франко. После смерти диктатора, королем был провозглашен Хуан Карлос I, который приступил к демонтажу фашистского режима и демократическим преобразования. В декабре 1978 года в стране была принята новая конституция. А в 1985 году Испания стала членом Европейского Союза.

Что касается экономики, то Испания действительно переживает не лучшие времена. Экономические кризисы 1993 года и 2008-2012 годов тяжело отразились на экономике страны, обнажив ряд традиционных слабостей Испании, негативно влияющих на ее конкурентоспособность. Прежде всего, это низкая по сравнению со странами северо-восточной Европы и Азии производительность труда.

Для испанской экономики характерен высокий уровень безработицы, которая даже в годы бурного экономического роста не опускается ниже 8-10%. Сегодня экономисты говорят уже о 26% безработных. А в Сеуте (владение Испании на побережье Марокко), Андалузии и Эстремадуре она еще выше. Что касается безработицы среди молодежи, то здесь ситуация действительно критическая: в прошлом году в Испании и Греции она приблизилась к отметке 60%. Для любой другой европейской страны это стало бы настоящей катастрофой, но только не для Испании. Скорее всего, официальные цифры безработицы не отражают реального положения дел на рынке труда, поскольку не учитывается наличие большого теневого сектора экономики. Как бы то ни было, Испания по объему ВВП продолжает оставаться четырнадцатой экономикой в мире и пятой – в Европейском союзе.

Что представляет Испания сегодня с точки зрения государственного устройства?

Очень схематично. По конституции 1978 года Испания – это конституционная парламентская монархия. В Основном Законе Испании записано, что король является символом государственного единства и постоянства, «гарантом правильного функционирования государственных институтов». Однако его решения могут вступить в силу только после согласования их с председателем правительства.

Конституция наделила законодательной властью двухпалатный парламент, Генеральные Кортесы. Большая часть полномочий принадлежит нижней палате (Конгрессу депутатов). Принятые им законопроекты должны представляться на рассмотрение верхней палаты (Сената). Примечательно, что Конгресс может большинством голосов преодолеть вето Сената.

Исполнительную власть в стране осуществляет Правительство — Совет министров, оно ответственно перед Кортесами за свою деятельность. Кандидатуру его председателя предлагает монарх, и одобряют Кортесы. Как правило, премьер-министром становится лидер партии, располагающей большинством мест в Конгрессе депутатов. Остальные члены правительства назначаются и увольняются Королем по предложению главы правительства. Высшим консультативным органом правительства является Государственный совет.

Вся территория Испании поделена на области, представляющие собой автономные сообщества. Они имеют свои парламенты и правительства, пользуются широкими полномочиями в области культуры, здравоохранения, образования, экономики. Каждое автономное сообщество руководствуется уставом, имеющим статус органического закона – закона, имеющего особый статус, занимающего пограничное положение между конституционными и обычными законами. Деятельность органов автономных областей контролируется Правительством, Конституционным и Счетным судами.

Исполнительная власть на местах осуществляется муниципальными советами (их более 8,5 тыс.) Члены муниципалитетов провинций избираются общинами и вместе с областными парламентами посылают своих представителей в сенат Национального Законодательного собрания в Мадриде.

Надо заметить, что еще задолго до установления режима Франко, Испания уже имела богатый опыт местного и регионального самоуправления. При Франко страна превратилась в жестко централизованное государство, мадридское правительство осуществляло власть на всех уровнях. Права, которыми располагали органы местного самоуправления, были ликвидированы. И только после смерти диктатора и восстановления демократии им вновь были предоставлены значительные полномочия.

Государственное устройство Испании напоминает федеративное устройство. Так ли это?

Отчасти, да. Однако есть нюансы, и они весьма существенны. Чтобы понять это, достаточно задаться вопросом, чего больше всего опасается власть и отчасти сами испанцы? Утраты единства испанской нации и целостности страны. В статье 2 Основного Закона записано: «Конституция основана на нерушимом единстве испанской Нации, общем и неделимом Отечестве всех испанцев; она признает и гарантирует право на автономию для национальностей и регионов, ее составляющих, и солидарность между ними».

А в статье 138 закреплено, что (п. 1) «государство гарантирует эффективное осуществление принципа солидарности, закрепленного в статье 2 Конституции, заботясь об установлении справедливого и адекватного экономического равновесия между различными частями испанской территории и уделяя особое внимание островным территориям» и (п. 2) «различия в Уставах разных автономных Сообществ ни в коем случае не должны давать им экономических или социальных преимуществ».

И далее, в статье 139: (п. 1) «все испанцы имеют одинаковые права и обязанности на всей территории Испании»; (п. 2) «никакие власти не могут принимать мер, которые прямо или косвенно препятствуют свободе передвижения и выбора местожительства лиц и свободе перемещения имущества по всей территории Испании».

Основную угрозу целостности страны власть видит в призывах к федерализации Испании, которая, по мнению политиков, приведет к расколу страны, прежде всего, по этническому признаку. Так, лидеры сепаратизма в Стране Басков и Каталонии сегодня настойчиво добиваются независимости этих испанских областей, хотя именно эти автономные сообщества располагают самыми широкими полномочиями по сравнению с другими провинциями. Напомню, что 25 марта Конституционный Суд Испании объявил референдум в Каталонии о статусе автономии неконституционным.

Надо заметить, что в испанской конституции много места уделено территориальному устройству страны, формированию и функционированию органов местного самоуправления.

Собственно эта тема и являлась предметом обсуждения на прошедшем семинаре.

Да. Территориальное устройство страны включает муниципии, провинции и учреждаемые автономные сообщества, причем все они пользуется автономией при ведении своих дел, обладают всей полнотой прав юридического лица.

Муниципии представляют собой отдельные муниципалитеты (населенные пункты), в которых на прямых выборах население избирает советников, а те – алькальдов. Таким образом, создаются муниципальные советы.

Провинции представляют собой объединение определенного количество муниципиев на основании территориального принципа для осуществления государственной деятельности. Причем в соответствии с п. 1 статьи 141 Конституции, «любое изменение границ провинций должно быть одобрено Генеральными Кортесами посредством принятия соответствующего органического закона». Руководство и автономное управление провинциями осуществляется Собранием представителей или другими представительными органами.

Таким образом, по конституции Испания представляет собой совокупность автономий местных сообществ.

Да, Испания территориально очень самобытна и сложно организована. С точки зрения организации территорий (сосуществование регионов в рамках единого государства) она уникальна. До сих пор в стране не утихает дискуссия о том, исчерпала ли себя модель автономных сообществ, в каком направлении должно дальше развиваться государство.

Что интересно. С принятием в 1978 году демократической конституции в Испании процесс совершенствования структуры власти в центре и на местах не остановился. Он продолжается и сегодня. Поразительно, но испанцы до сих пор сомневаются, правильно ли они все сделали… Этот вопрос они задают в связи с усилением на фоне экономического кризиса сепаратистских настроений в отдельных, прежде всего экономически развитых, регионах, в которых все резче слышны высказывания типа «Испания нас грабит». Кризис действительно больше ударил по развитым регионам, однако именно они больше других провинций получают помощь из центра.

По испанской конституции невозможно дать независимость какой-либо территории без согласия граждан всей страны, поскольку суверенитет принадлежит всему испанскому народу. Поэтому в 1981 году в Испании была создана конституционная комиссия по обсуждению территориальных вопросов, опирающаяся в своей деятельности на мнение подавляющего большинства граждан страны. Реальность такова, что в Испании в рамках конституционного процесса практически невозможно легитимным путем осуществить отделение какого-либо региона, если в нем не нарушаются права местного сообщества. А их соблюдение строго контролируется Конституционным Судом.

Вы хотите сказать, что все проблемы разделения полномочий между центром и регионами в Испании разрешены?

Нет, конечно. Но этому в Испании уделяют первостепенное значение. Повторюсь, все возникающие проблемы государственного устройства, взаимодействия властей по схеме «Мадрид – региональная власть – провинциальная власть – местное самоуправление» в стране стремятся решать в рамках развития конституционного процесса и политической культуры на основе Хартии о местном самоуправлении, принятом Советом Европы в 1985 году. И это не просто слова, а руководство к действию, принципиальная позиция испанского руководства.

Например, в 2011 году в Конституцию Испании был вписан принцип бюджетной стабильности. Что он означает? Мадрид обязан прийти на помощь региону, если у того возникает финансовый кризис. Более того, в Основном законе (статья 142) записано, что «местные бюджеты должны располагать достаточными средствами для выполнения функций, возлагаемых законом на соответствующие представительные органы самоуправления, и формируются в основном из местных налогов, а также из участия в налоговых сборах Государства и автономных Сообществ».

Испанские регионы имеют собственные предметы ведения, законодательно прописана процедура изменения статуса региона и т.д. Конституция Испании закрепляет полномочия региона, причем после 5-летнего срока их можно расширить (к сожалению, в России соответствующий федеральный конституционный закон до сих пор даже еще не разработан). В стране, не являющейся федеративным государством, де-юре и де-факто отдельные испанские регионы располагают сегодня большими полномочиями, чем федеральные земли в Германии и регионы в России!

В Испании 17 автономных регионов и у каждого из них свой индивидуальный набор полномочий, который определяется статутом в соответствии с Конституцией и утверждается Генеральными Кортесами. Существует также практика подписания соглашений между регионами на горизонтальном уровне.

Неравенство субъектов испанской «федерации» постоянно требует внесения корректив во взаимоотношения их с центром. Процесс передачи полномочий от регионов к центру и обратно не останавливается. Национальные регионы хотят выделиться, а остальные регионы хотят «подтянуться» за ними.

Надо отметить, что в Испании много и плодотворно работает Конституционный Суд. Именно он формирует судебную практику для выстраивания автономии областей, их полномочий и взаимоотношение с центром.

О внимании, которое власти Испании уделяют развитию местного самоуправления, свидетельствует принятие в 2013 году закона о рационализации и устойчивости местной власти. Суть этого закона сводится к следующему:

- у каждого уровня власти – только свой круг полномочий;

- местные органы власти вправе осуществлять лишь те полномочия, на которые у них есть финансирование;

- закон исключает исполнение некоторых полномочий в социальной сфере и здравоохранении;

-здравоохранение передано на уровень регионов;

-происходит передача ряда полномочий на уровень провинций;

-муниципалитеты обязаны публиковать ежегодные отчеты о себестоимости предоставляемых муниципальных услуг и т.д.

Еще один красноречивый факт. В 1999 году в стране был принят закон о защите местных автономий от законодательных актов центра или регионов...

В тоже время наши испанские коллеги считают большим минусом отсутствие в Испании органов, которые бы на практике осуществляли координацию де-факто «федеративных» отношений. Они обратили внимание на серьезные недоработки в построении партийной системы, заключающиеся, в частности, в жестком централизме в деятельности политических партийных организаций. В чем это проявляется? Ну, например, региональные партийные лидеры не отчитываются перед своими избирателями, а подотчетны лишь перед партийными боссами в Мадриде. Естественно, снять таких лидеров, если у граждан возникает такая необходимость, без решения центрального партийного руководства практически невозможно.

Итак, мы прояснили, что Испания сегодня – это государство автономий.

Испания – унитарное государство, которое постоянно находилось в состоянии децентрализации (Страна Басков, например, вообще имеет максимум полномочий). Но по сути, это федерация. Так исторически сложилось. Так удобно. Государство не может навязывать ограниченную автономию. Автономии различны, специфичны. Повторюсь, испанцы не любят термин «федерация», хотя у испанских автономных областей больше полномочий, чем у некоторых субъектов в федеративных государствах. Вообще, испанцы пребывают в постоянной дискуссии. Они считают, что это хорошо, правильно, нужно и полезно.

Главный вопрос, на который испанцы сегодня ищут ответ, исчерпала ли себя модель автономий? Вот уже более 200 лет вокруг территориального устройства Испании идут жаркие споры, они стали причиной возникновения трех кровопролитных гражданских войн в XIX веке. И сегодня, по мнению испанских политиков и ученых, проблема территориального обустройства остается исторически до конца нерешенной.

После смерти Франко переход к демократии граждане Испании понимали как децентрализацию страны. Все уже по горло были сыты тоталитарным режимом, диктатом центра. Все жаждали федерализации страны. Но этого не произошло. Конституция 1978 года так и не установила четкой модели федерации. По образному выражению самих испанцев, их страна сегодня – это постоянное выстраивание федеративного дома без чертежей. На самом деле федеративный процесс начался с автономизации, и конституция страны позволяла и дальше его продолжать. В результате достигнута очень высокая степень децентрализации страны, даже выше, чем в некоторых федерациях. Еще раз повторю, де-факто это федеративная модель государства. Социалистическая партия Испании даже предлагала закрепить это в Основном Законе страны, но не нашла поддержки. Сегодня власть Мадрида, по сути, виртуальная. Она практически не предоставляет услуг гражданину. Граждане с ней не сталкиваются, поскольку и образование, и полиция, и здравоохранение и т.д. – это все сосредоточено в регионах и на местах. У центра остались лишь оборона, внешние сношения, налоги и пенсии.

Схожи ли проблемы муниципалитетов в Испании и в нашей стране?

Отчасти, да. Это прозрачность расходов местных бюджетов, коррупция, неправомерное применение норм в градостроительной сфере и т.д. Например, возьмем градоустройство и контроль в данной сфере. Иногда нарушения не связаны напрямую с коррупцией как таковой. Какие механизмы контроля предусмотрены в Испании? Возможность проверки гражданами всех муниципальных актов и оспаривания их в судах. Надо отметить, что испанцы очень часто оспаривают через судебные иски законность тех или иных муниципальных решений. Суд остается весьма действенным механизмом контроля.

Еще одна проблема – большая задолженность муниципалитетов на содержание бассейнов, стадионов и т.д. Сейчас законом определено, что без бюджетного обеспечения ничего строить нельзя. И это правильно.

Надо полагать, что и на уровне муниципалитетов идут политические баталии, бушуют предвыборные страсти и т.д.

Большая проблема, с которой столкнулись власти Испании – низкий процент явки избирателей на муниципальных выборах. Но она характерна не только для этой страны, а в целом для Европы. Вы знаете, что и у нас в России эта проблема присутствует. Так, в начале апреля в досрочных выборах мэра Новосибирска приняло участие менее трети избирателей.

В Испании политические партии, участвующие в выборах, в том числе муниципальных, могут создавать различные объединения. Причем, закон не запрещает создание региональных политических партий. Существует такая мощная лоббистская организация как испанская федерация провинций и муниципалитетов.

А налоговая политика?

Местные образования оставляют себе 13% доходов, остальные делятся поровну между регионами и центром. К оставшимся доходам плюсуются трансферты из центра. Вообще, это сложнейшая тема – региональные налоги. Главные налоги – НДС и НДФЛ. Существенная их часть остается в регионе. В целом, у регионов остается до 50% всех налогов. Около 60% всех доходов государства уходят в регионы и муниципалитеты. Если в регионы передаются полномочия – передаются и финансовые средства. Как я уже говорил, это заложено в конституции страны.

Сегодня в Испании из каждых 100 евро, собранных в виде налогов, 50 евро расходуют регионы, 32 евро – центр, 18 евро – муниципалитеты. Только 20% госслужащих работает на центр, 60 % – на регионы, 20 % – на муниципалитеты.

Однако есть и проблемы. Например, 50% средств, собранных в Каталонии, остаются в Каталонии, тогда как 20 лет назад все собираемые налоги оставались в регионе. Граждане плохо понимают, куда идут их деньги. К тому же функции многих органов власти дублируются, четкое разграничение между ними отсутствует. Прежде всего это касается сферы занятости, жилищной политики.

Складывается впечатление, что Каталония – это сплошная «головная боль» для испанских властей.

Каталония – это вообще особый случай. С самого начала процесса автономизации (федерализации) ее не устраивала степень ее самостоятельности. Это парадокс. Ведь на самом деле уровень этих полномочий у Каталонии выше, чем у любой федеральной земли в Германии. Думается, что причина здесь скорее политико-ментальная, чем политическая. Ведь каталонцы никогда полностью не принимали принципа «кофе для всех». Они всегда настаивали на ассиметричном подходе к регионам, более 200 лет выступали за свой особый статус, в то время как другие испанские регионы об этом и не помышляли. В 2006 году Каталония получила новый статут автономии, однако Конституционный Суд Испании опротестовал его как противоречащий Конституции страны. Несмотря на вынесенный Конституционным Судом вердикт о неконституционности намеченного на 9 ноября 2014 года референдума о независимости Каталонии, региональные власти все же намерены его провести.

Вообще, я должен заметить, что любой федерализм (а автономизация регионов есть лишь одна из форм федерализма) – очень динамичная, сложная и противоречивая система. Процесс федерализации – это всегда торг между центром и местными элитами за полномочия, наполняемость бюджетов и т.д. (сегодня 11 из 17 испанских автономий получают дотации из центра). При этом важнейшим компонентом и двигателем федерализации выступает национальный вопрос, что наглядно видно на примере Страны Басков и Каталонии.

Что представляет собой автономная область Кастилия и Леон?

Кастилия и Леон - самый крупный регион в Испании. Территория этой области простирается от границы с Португалией на западе до Риохи и Арагона на востоке. Кастилия и Леон - это колыбель Реконкисты. Именно с этих земель началось объединение всех испанских земель и развитие испанского языка. В средние века здесь располагались два самостоятельных королевства – Леон и Кастилья, которые в последствие были объединены в одно государство. Современная провинция Кастилия и Леон была создана в результате принятия постановления о независимости 1983 года, когда произошло объединение двух исторических районов – Леона и части Старой Кастилии.

В этой области сосредоточено более четверти всех муниципальных образований Испании (9 провинций и 2248 муниципалитетов). Численность населения в них различна. Есть муниципалитеты всего по 20 жителей. (Всего же в Испании более 8 тысяч муниципальных образований с численностью от 6 (!) до 3 млн. жителей).

Высшим органов законодательной власти в области является парламент, состоящий из 84 депутатов. Сейчас там 53 депутата от «Народной партии» (правые), 29 – от Социалистической партии и два депутата-центриста. Только 19 депутатов работает на постоянной основе. Среди местных законодателей в основном врачи, учителя, медсестры, ветеринары, библиотекари, пожарники, то есть рядовые граждане. Помощники депутатам не положены. Лишь на уровне фракции можно иметь 5 помощников. Испанское правительство имеет своих представителей в каждом регионе и каждой провинции.

Помимо Сеговии, удалось ли побывать в других муниципалитетах?

Да, мы также посетили город Ла Гранха. Население 5,5 тысяч жителей, городской бюджет – 5,8 млн. евро. 70% бюджета формируется за счет собственных доходов. Мэр Ла Гранхи – работающий школьный учитель. Большинство депутатов представительного органа – социалисты.

В Сеговии же большинство депутатов в местном представительном органе также социалисты. Население города – 55 тыс. человек, бюджет – 62 млн. евро. Средняя зарплата учителей, врачей, городских служащих в городе – 1300-1400 евро в месяц. Основная часть доходов бюджета города – трансферты от мадридского правительства. Есть региональные трансферты, целевые, на конкретные проекты и статьи расходов.

Что бы из того, что Вы увидели, Вам хотелось бы перенести на российскую землю?

Это очень сложный вопрос. Понимаете, я вообще не склонен считать, что какую-либо модель общественно-политического развития можно с легкостью взять и перенести в другое общество. Более верным представляется вопрос о том, чему мы можем научиться у наших партнеров? Я часто думаю над этим. После каждой своей поездки в Европу не перестаю размышлять и обсуждать увиденное и услышанное там со своими коллегами, друзьями и единомышленниками: будь то шведский опыт, германская модель демократии или опыт Испании.

Сильное впечатление в Испании на меня произвело бережное отношение жителей к той местности, где они живут и трудятся. Это проявляется и во взаимодействии их с природой, с окружающей средой, и при разрешении проблем выживания и развития сообщества. Испанцы умеют создавать гармонию природного, социокультурного, политического, ментального ландшафтов. Главными принципами строительства муниципального ландшафта выступают легальность, законность, защита муниципальных интересов.

Я думаю, у них это получается потому, что главным действующим лицом процессов преобразований является гражданин, а основным механизмом действия выступает участие. Наши испанские коллеги постоянно повторяли, что в современном мире для обеспечения стабильного развития важна демократическая политическая педагогика, включение (через лидеров общественных ассоциаций) на местном уровне граждан в разработку действенных механизмов распределения потребностей и ресурсов. Общественность, повторяли они, – это тоже орган местного управления. История их страны свидетельствует, что именно муниципалитеты были главным институтом перехода от диктатуры к демократии.

Общаясь с испанцами, я не переставал удивляться отсутствию у них какой-либо агрессии друг к другу: как на бытовом уровне, так и в политической сфере. Это страна, где все стараются договориться друг с другом по любому поводу. У них нет стремления во что бы то ни стало подчинить, подавить, встроить в раз и навсегда заданную схему. Такой уровень политической культуры, я считаю, был бы особенно важен и ценен для нас, россиян. Ведь у нас огромная страна, очень сложно устроенная. Причем, по нашей конституции мы провозгласили федеративное ее устройство, с гарантированным местным самоуправлением. По прошествии двадцати с лишним лет реформ, к сожалению, приходится признать, что и в вопросе строительства федерации, и в сфере совершенствования механизмов местного самоуправления российскому обществу еще предстоит решать очень много вопросов.

http://www.lawinrussia.ru/node/297777









© Испания

Опубликовано: 2014-04-27 (4990 Прочтено)

[ Вернуться назад ]
Знакомства с иностранцами
Espana Spain Испания Spain.org.ru
Инфо, новости, фото Испании, туризм, недвижимость, знакомства в Испании, испанский язык