Испания Español English Russian Facebook
World binary options market
  Логин or Регистр
Навигация
· Главная
· Архив новостей
· Аккаунт
· Гостевая
· Веб-камеры Испании
· Blog
· Знакомства
· Радио Испании
· Реклама
· Рекомендовать
· Книги Музыка Видео
· Контакт
· Испания
· FAQ
· Google Испания
· Google España
· Google Spain
· Новости Испании
· Погода в Испании
· Опросы
· Поиск
· Пользователи
· Отзывы туристов
· Ссылки
· Статистика
· Форум
· Топ
· Темы новостей
· PDA
· TV Испании
· Экспорт новостей
· Энциклопедия
· Журналы
· Девушка дня
Испания
· Испания
· Государство Испания
· География Испании
· История Испании
· Климат Испании
· Карты Испании
· Природа Испании
· Население Испании
· Образование в Испании
· Регионы Испании
· Туризм в Испанию
· Недвижимость в Испании
· Испанская музыка
· Культура Испании
· Экономика Испании
· Мода и красота в Испании
· Евровидение Испания
· Общество Испании
· Испанский Интернет
· Иммиграция в Испанию
· Международные отношения
· Спорт в Испании
· Бизнес в Испании
· Работа в Испании
· Политика в Испании
· Madrid Мадрид
· Barcelona Барселона
· Andalucía Андалусия
· Catalunya Cataluña Каталония
Реклама
Bride.Ru
Арабы в Испании





Решающим событием в истории средневековой Испании стало завоевание основной части Пиренейского полуострова отрядами арабских и берберских воинов в 711 - 714 годах.

Стремительно пронеслись арабы по африканскому побережью Средиземного моря, дойдя до столбов Геркулеса. От берегов Сыр-Дарьи и Инда на востоке до побережья моря Мрака на западе простерлась держава ислама. Лишь пролив отделял ее от Европы, от вожделенной страны ал-Андалус.

На Испанию родную
Призвал мавра Юлиан,
Граф за личную обиду
Мстить решился королю.

А. С. Пушкин

Идлиан послал к владетелю ал-Андалуса свою дочь, чтобы он ее воспитал и обучил, а тот сделал ее беременной. Это дошло до Идлиана, и он воскликнул:
- Я не вижу для него наказания и воздаяния, кроме как привести на него арабов!
Он послал к Тарику.
- Я приведу тебя в ал-Андалус!

Абд ар-Рахман ибн Абд ал-Ханам, египетский ученый 9 века. "Завоевание Египта, ал-Магриба и ал-Андалуса"

Оскорбленный граф Юлиан поклялся отомстить незадачливому королю и обратился за помощью к вали Северной Африки Мусе. Епископ Опас, родной брат убитого предшественника Родриго, освятил крестом это решение графа.

Муса понял, что более подходящего момента для покорения вожделенной ал-Андалус больше не будет. И немедленно послал к графу Юлиану отряд воинов, поставив во главе одного из самых решительных своих полководцев - Тарика.

В 710 году арабы преодолели пролив и высадились у мыса, названного ими горой Тарика (Джебель эль Тарик), и вторглись на Пиренейский полуостров в Испанию, берег которой предан им слабыми готами. Готы не были уже теми страшными варварами, которые унизив гордость Рима и обогатившись добычей в нем награбленной, простерли завоевания свои от Дуная до Атлантического океана. Отделенные от остальной Европы Пиренейской цепью, преемники Аллариха слабели в неге продолжительно мира, стены городов их превращались в развалины и несогласия довершали разрушение их государства.

В первой же стычке Тарик решительно отбросил противостоявший арабам отряд графа Теодомира. Отступив Теодомир послал королю гонца с донесением, в котором написал:

- В нашу землю вторгся народ, имя которого и страну, и происхождение я не знаю. Я не могу даже сказать, откуда они пришли. С неба ли свалились или вышли из преисподней?

Граф Теодомир ничем не отличался от других вассалов Родриго. После первой неудачи он оказался на распутье. Пример удачливого графа Юлиана был заразителен: Юлиан приглашал его присоединиться к Тарику, но Теодомир знал и силу, и мстительность Родриго. Он не считал себя настолько глупым, как Юлиан, чтобы открыто принять решение. Так просто присоединиться к арабам, когда Родриго еще имел армию, полную сил, по его мнению было просто глупостю: можно потерять голову, не успев ничего получить от такого шага. Главное - сохранить отряды преданных ему вассалов.

Он известил Родриго о высадке арабов в Испании, но вовсе не собирался сражаться с ними и далее. Он решил ждать главных сил и дальнейшего хода событий, показывая Тарику и Юлиану свою независимость от Родриго. Пусть они воспринимают его уход от битвы как первый шаг к сближению и возможному переходу на их сторону.

Получив известие от Теодомира, Родриго оставил осаду Памплоны и направился с той армией, которая была в его распоряжении, навстречу арабам. Войско было огромным, но соперничество и вражда воинов из различных областей Испании не затихали и перед лицом внешней опасности. Население Испании, уставшее от грабежей и насилия, от голода и эпидемий, непрерывно преследуемое как светскими, так и духовными феодалами, еврейское население, униженное и лишенное каких-либо прав, - все в глухом молчании ждали прихода завоевателей. Они, скорее, видели в них освободителей.

Наконец в середине лета недалеко от Делафронтеэра Родриго встретился с войсками Тарика. Два дня шла упорная кровопролитная битва. Численный перевес был на стороне Родриго. Но раздоры и ненависть отдельных отрядов, измена знатных вассалов решили исход сражения. Войска, оставшиеся верными Родриго, были окружены. Огромное количество воинов было перебито. Остатки их спасались бегством, в том числе и сам Родриго, потерявший на берегу реки свою корону и скипетр. Чтобы избавиться от преследовавших их арабов, ближайшее окружение Родриго решило пожертвовать и им самим, убив его на одной из ночных стоянок.

Словно ветер, пронеслись арабские всадники по южной Испании, дошли до Толедо. После недолгой осады, взяли его, что отдало в руки победителей почти весь полуостров. Тарик продолжал продвигаться вперед, и это уже взволновало Мусу, который считал, что его подчиненный приобретает слишком большую власть над покоренной Испанией.

Опасаясь дальнейших успехов Тарика, Муса с большим отрядом также высадился в Испании и быстро овладел незанятыми на тот момент городами. Между Тариком и Мусой вспыхнула ссора, но по приказанию халифа из Дамаска они помирились и двинулись дальше на север.

Только горные районы Галисии, Астурии и Басконии остались за пределами деятельности для арабских завоевателей.

Вернувшись в Толедо, Муса провозгласил власть халифа над Испанией. Он с восторгом писал халифу:

"Это новое приобретение исламской державы. Здесь небо по своей прозрачности и красоте напоминает небеса Сирии. Мягкостью климата даже Йемен не стоит выше. Богатством цветов и тонкостью ароматов эта страна вызывает в памяти пышную Индию. Она соперничает с Египтом плодородием своей земли, с Катаем - разнообразием и прелестью своих минералов."

В течение трех лет арабы завоевали, но не покорили Пиренейский полуостров до реки Эбро и владели им 800 лет. Из них полтысячелетия они были безраздельными посредниками в торговле Европы с Востоком.

Арабам достаточно было восьми лет, чтобы сделать Испанию предверем могущества, честолюбивые замыслы которого останавливались на пределах мира. Но такой быстрый успех основывался не на выигранных сражениях: верные закону Мухаммеда, новые завоеватели приносили с собой веротерпимость и правосудие. "Положение побежденных стало так приятно, - говорит один испанский летописец, - что вместо притеснения, которого страшились, они радовались, что принадлежат владыка, которые дозволяют им свободное богослужение и не требуют от них ничего, кроме незначительной дани и повиновения законам, установленным для общего блага."

Владычество испанских эмиров было поэтому эпохой великого благоденствия. Государи эти, вместе духовные и воины, отнюдь не враждуя к христианским племенам, видели вокруг себя только один народ. Исполняя сами великие работы для пользы общей, которым так много обязаны своим обширным развитием земледелие и торговля, они приглашали людей всех наций без разбора, которые могли оплодотворять развитие наук и возродить промышленности прошедшего. Деятельность их и правосудие превратили дикую Испанию в земной рай, бродячие толпы ее населения в просвещенную нацию, трудолюбивую и образованную. Христиане вступали в армии эмиров, где пользовались общими правами и составляли даже гвардию владык, которые находили в них защиту от внешних нападений и преграду против внутренних смут.

Такова была ловкая политика аравитян - славное основание восьмивекового владычества.

Ревностные и талантливые ученики в науке и культуре, арабы оказались невосприимчивыми к урокам истории. Возникшее арабское государство тоже не стало единым. Лишь на какое-то время Кордовский халифат объединил вместе ряд небольших арабских государств. Но и это образование было недолгим и быстро распалось на ряд самостоятельных, с трудом противостоящих Реконкисте районов.

В завоеванных арабами областях Испании наблюдался необычайный экономический и культурный расцвет. Арабское владычество не превратило испанцев в арабов или мавров. Медленно, но неуклонно испанцы область за областью возвращали свои земли. За 5 столетий они отвоевали у разобщенных арабских государств почти весь полуостров, и за арабами осталась только одна часть его - Гранада.

Испанским евреям неплохо жилось при мусульманских законах, они занимали важные административные должности в таких городах, как Гранада, Толедо и особенно Кордова. Европейская торговля, получившая живейшее одобрение, снова начала процветать, и живущие в гармоничном единстве иудейская и исламская мысль расцветали в атмосфере взаимного уважения и согласия.

Испания в период покорения арабами

В Испании коренные жители были загнаны в Пиренеи, где они живут до сих пор под именем басков.

Христианизированные к тому времени готы укрылись в горах Астурии и основали там свое королевство, оказавшееся на удивление долговечным.

Но не вся Испания покорилась арабам. В Мурсии, сохранив свои отряды, обосновался граф Теодомир. И арабы вынуждены были признать его независимость. Не смогли арабы овладеть и северной частью полуострова, натолкнувшись на отчаянное сопротивление оставшихся там испанцев. Муса писал халифу о силе и мужестве людей, не сломленных нашествием:

"Они, как львы с воих крепостях и как орлы с своих гнездах. Они не упускают ни одной возможности, если она для них благоприятна. Побежденные и разбитые, они скрываются под защитой зарослей и горных теснин. И как только представится случай, они вновь появляются, чтобы бороться с еще большей отвагой."

При Ковадонге под предводительством преемника Родриго Пелайо испанцы остановили дальнейшее арабское вторжение. Именно, с этой битвы, происшедшей в горах Астурии, и началась многовековая Реконкиста - отвоевание Испании. Путь на север арабам преградило народное ополчение, еще в 718 году разгромившее отряды мусульман в долине Ковадонге в Астурии. Это сражение было началом конца владычества мавров, но никто тогда еще этого не знал.

И если позже власть арабов принуждена была отступить перед христианскими армиями, то одной из главных причин ее падения - та, что, довольствуясь обладанием плодороднейшими провинциями Испании, эмиры, то покушаясь завоевать Францию, то, борясь с соперническими интригами, забыли дикие скалы астурийские и дали там возрасти и укрепиться племени независимому, которое сначала считали неважным и с которым впоследствии вступили в переговоры. Это племя росло под покровом беззаботности или забывчивости и мало-помалу достигло степени силы, дозволившей ему победить и изгнать аравитян.

Арабское владычество в Испании. Халифат Омейядов

В 711 году арабы вторглись в Испанию и завоевали почти всю ее территорию.

Тарик Ибн Зияд (VIII век) - арабский военачальник. В 711 году в битве при Гуадалете разбил войска короля Родриго и начал завоевание Пиренейского полуострова.

В 711 году мавры пересекли Гибралтарский пролив и захватили большую часть Пиренейского полуострова. Испанские христиане бежали в отстоявшие свою независимость королевства, расположенные на севере и западе полуострова, а остальная территория попала под господство Дамасского халифата.

VIII век

Мавры (арабы и берберы) завоевывают Королевство вестготов. начало Реконкисты - христианской освободительной войны против мусульманского владычества, продолжавшейся более 700 лет.

711 - 714

Завоевание Испании арабами.

732 г.

Победа франков над арабами при Пуатье.

В 756 году на Пиренейском полуострове возник независимый от Дамасского халифата эмират Кордоба, который позже развился в халифат Кордоба, достигший наибольшего развития в X веке.

756 - 929

Кордовский эмират в Испании

X - XI века

Золотой век Кордовского эмирата.

В XI веке мусульманская Испания распалась на ряд независимых государств, что облегчило предпринятое христианами освобождение Испании от мавров. Начавшееся в 1212 году наступление на мавров (Реконкиста) привело к образованию Арагона, Кастилии и других испанских королевств. Кастилья и Арагон, объединившись в 1469 году в одно королевство, завершили освобождение страны от мавров в 1492 году (освобождение Гранады).

XII век

Расцвет мавританской Севильи

Гранадский эмират

Население Гранады, столицы Гранадского эмирата, последнего оплота мавров на Пиренейском полуострове, к моменту его покорения (2 января 1492 г.) кастильскими войсками не превышало 60 тысяч человек. Столицей Гранадского эмирата в 1238 - 1492 годах была Гранада.

Юсуф бен Тахер (аль Тарик) - арабский вождь, начавший в 711 году завоевание Испании. Его именем была названа крепость на юге Иберийского полуострова (Джебаль аль Тарик - "Гора Тарика"), известная впоследствии в искаженном звучании на Гибралтар. Юсуф бен Тахер вступил в Испанию во главе арабов и дал свое имя горе Джебаль-Тахер, или, Гибралтар.

В 756 году Абд-эр-Рахман, внук последнего халифа из династии Омейядов, объявил себя эмиром, а затем султаном Кордовы, независимым от Багдада. Его наследники приняли в 929 году титул халифов.

Абдаррахман I (731-788) - основатель (756 г.) Арабского эмирата на Пиренейском полуострове и династии кордовских Омейядов. Проводил централизованную политику.

Абдаррахман II (792-852) - эмир Кордовского эмирата с 822 года. Известен покровительством наукам и искусству.

Абдаррахман III (891-961) - эмир Кордовского эмирата с 912 года, халиф Кордовского халифата с 929 года. Организовал гвардию из рабов. Создал сильный флот, сильнейший на Средиземном море. Правление Абдарахмана III - вершина могущества кордовских Омейядов.

Абенсерраги - могущественный мавританский род в Гранадском эмирате. История гибели этого рода послужила канвой романа Франсуа Рене де Шатобриана "Приключения последнего из Абенсеррагов" (1826 г.).

Ислам на Иберийском полуострове

http://inosmi.ru/science/20151209/234743584.html

Решающим событием в истории средневековой Испании стало завоевание основной части Пиренейского полуострова отрядами арабских и берберских воинов в 711—714 годах. В 711 году воины арабского халифата, подчинив Северную Африку, начали вторжение в Европу. Остановленные у границ Франции Карлом Великим, арабы ограничились только завоеванием Пиренейского полуострова, и единственным островком христианства на Пиренеях оставалось крошечное Испанское королевство, занимавшее в ту пору дальний северо-западный угол полуострова.

Вступившие на испанскую землю завоеватели были поражены мужеством испанцев. «Они как львы в своих крепостях и как орлы в своих гнездах», — писал арабский полководец Муса.

Испанское название «мавры» (moros) распространилось на всех мусульманских завоевателей, пришедших из Северной Африки (Магриба), как арабов, так и берберов. Доля участия этих народов в складывании испанской культурной общности была различной на разных исторических этапах.

Специалисты выделяют две фазы в развитии мавританского стиля искусства средневековой Испании: в ранней преобладал арабо-испанский элемент, ибо арабы были носителями доминирующей духовной культуры. В последующей фазе, начиная с XII века, собственно мавританское искусство возникло из сплава арабо-испанской и берберо-магрибинской традиций.

«Все, дошедшее до своего предела, начинает убывать», — говорит арабская пословица. Выдохшееся наступление арабов сменилось реконкистой — так в Испании называют процесс освобождения Пиренейского полуострова от арабского владычества. Почти восьмисотлетняя борьба с маврами была не только чередой военных походов, но и широким колонизационным движением, связанным с закреплением и экономическим освоением отвоеванных территорий. Этот сложный, противоречивый, еще не в полной мере изученный процесс определил особенности развития народов Пиренейского полуострова, оказал влияние на их уклад жизни, содействовал росту национального самосознания.

Последним городом «мавров» (так испанцы именовали арабов) стала Гранада, сдавшаяся без боя испанцам в 1492 году. А еще раньше, в 1236 году, пала Кордова — столица пиренейских мавров.

Жестокие сражения, атмосфера военной напряженности, в которой развивалось испанское общество, тем не менее не препятствовали интенсивному общению с завоевателями в области экономики и культуры. Возникли особые группы населения: мосарабы (от искажен- ного арабского «мустариб» — арабизировавшийся), то есть христиане, жившие на территории, занятой маврами, и сохранившие свою религию, законы и обычаи; и мудехары (от искаженного арабского «мудаджжан» — получившие разрешение остаться), то есть мусульмане, покорившиеся христианам, но так же следовавшие своей религии и обычаям. Значительную группу населения в христианских и мусульманских городах составляли евреи.

Народности Пиренейского полуострова оказались вовлеченными в сферу высокой арабской культуры, многие особенности которой были затем восприняты испанским обществом Это влияние оказалось наиболее действенным в областях, не связанных непосредственно с религиозными воззрениями: в архитектуре,музыке,танцах, орнаменте, костюмах, в некоторых бытовых навыках, а также в технике, медицине, астрономии.

Еще в X веке арабская Испания превратилась в культурный центр не только мусульманского мира, но и Европы. Огромные успехи были достигнуты в области философии, медицины, поэзии, музыки, архитектуры, прикладного искусства. И в последующие века мавританская Испания оставалась главным очагом распространения в Европе великих произведений античной и арабской философской мысли, одним из тех мостов, которые соединяли духовную жизнь Востока и Запада.

Многовековая реконкиста закрепила раздробленность страны. И сегодня ее исторические области продолжают четко выделяться. В XIII веке, называемом испанской историографией «Эпохой великих завоеваний», решающая роль принадлежала Кастилии — «Стране зам- ков», занимающей пустынное плоскогорье Центральной Месеты. Культура Кастилии тяготела к средневековой католической Франции, монахи и рыцари которой принимали участие в борьбе с маврами.

Королевство Арагон включало с XII века Каталонию, Валенсию и Балеарские острова. Даже внутри этого объединения все части были разными: суровый горный Арагон и процветающие приморские области Каталония и Валенсия — передовые торговые средиземноморские центры, обращенные к Лангедоку и Италии.

В южной части полуострова, в Андалусии, открытой как бы своим фасадом к Африке, преобладало мавританское художественное влияние. Последним ее оплотом оставался Гранадский эмират.









© Испания

Опубликовано: 2015-12-04 (2503 Прочтено)

[ Вернуться назад ]
Espana Spain Испания Spain.org.ru
Инфо, новости, фото Испании, туризм, недвижимость, знакомства в Испании, испанский язык