Испания Español English Russian Facebook
  Логин or Регистр
Навигация
· Главная
· Архив новостей
· Аккаунт
· Гостевая
· Веб-камеры Испании
· Blog
· Знакомства
· Радио Испании
· Реклама
· Рекомендовать
· Книги Музыка Видео
· Контакт
· Испания
· FAQ
· Google Испания
· Google España
· Google Spain
· Новости Испании
· Погода в Испании
· Опросы
· Поиск
· Пользователи
· Отзывы туристов
· Ссылки
· Статистика
· Форум
· Топ
· Темы новостей
· PDA
· TV Испании
· Экспорт новостей
· Энциклопедия
· Журналы
· Девушка дня
Испания
· Испания
· Государство Испания
· География Испании
· История Испании
· Климат Испании
· Карты Испании
· Природа Испании
· Население Испании
· Образование в Испании
· Регионы Испании
· Туризм в Испанию
· Недвижимость в Испании
· Испанская музыка
· Культура Испании
· Экономика Испании
· Мода и красота в Испании
· Евровидение Испания
· Общество Испании
· Испанский Интернет
· Иммиграция в Испанию
· Международные отношения
· Спорт в Испании
· Бизнес в Испании
· Работа в Испании
· Политика в Испании
· Madrid Мадрид
· Barcelona Барселона
· Andalucía Андалусия
· Catalunya Cataluña Каталония
Реклама
Travel Girls
Эскориал





Город в провинции Мадрид. Достопримечательностью Эскориала является резиденция испанских королей, построенная в XVI веке.

"Я любовался поросшими соснами горами между Авилой и Эскуриалом. Я увидел в окно дворец, серый, длинный и холодный под солнцем, и ничуть не восхитился. Вдали, по ту сторону иссушенной солнцем равнины, на вершине невысокой горы показался белый плотный массив Мадрида."

Э. Хемингуэй "Фиеста"

Эскориал - старинный замок с богатейшей картинной галереей и знаменитой библиотекой, в которой насчитывалось свыше 4 тысяч древних испанских и арабских рукописей.

Эскориал (Эскуриал) (Escorial) - монастырь-дворец в Новой Кастилии, близ Мадрида. Резиденция испанских королей. Построен для Филиппа II. 1563 - 1584 годы, архитектор Х. Б. де Толедо, Х. Б. де Эррера. Прямоугольный в плане комплекс помещений, сгруппированных вокруг внутренних дворов.

Середина XVI века. Испания - огромная империя, в которой "не заходило солнце": от Филиппин до Мексики. Император Филипп II, который очень любил охотиться в этих местах и который приказал построить здесь "чудо света" - монастырь Эскориал, в котором была в том числе его летняя резиденция. Здесь с мая по сентябрь находился испанский двор, сюда переезжала вся знать, здесь она встречалась, здесь, наверное, могли происходить дуэли. И, может быть, поэтому не случайно А. С. Пушкин вкладывает в уста Дон Гуана две строчки, связанные с этим местом:

"Когда за Эскориалом мы сошлись
Наткнулся мне на шпагу он и замер."

Escorial

В XVI веке Испания была самой сильной державой в мире. Золото потоком текло из обеих Америк пока испанские конкистадоры завоевывали Новый Свет.

Самым выдающимся памятником империи является невиданный дворец Эскориал. Он был построен внуком Фердинанда и Изабеллы королем Филиппом II. Испанцы считают этот дворец восьмым чудом света.

"Эскориал - монументальный дворец. Он поражает воображение своей суровостью. И это, в свою очередь, очень хорошо отражает характер Филиппа II - очень строгий и суровый."

За тяжелым фасадом дворца находится лабиринт коридоров и комнат. Проходы составляют по своей протяженности 24 км. В этой библиотеке хранятся 50000 томов. Во времена Филиппа II Эскориал являлся передовым центром знаний западного мира.

В течении всех 20 лет, пока возводился Эскориал, Филипп внимательно следил за постройкой. Вот это - "кресло Филиппа", оно выдолблено из куска камня и находится перед дворцом. Король, бывало, усаживался сюда и следил за тем, как его детище обретает формы.

Самым центром Эскориала является королевская усыпальница - последний приют королей и королев Испании. Первым здесь похоронили отца Филиппа - императора Священной Римской империи Карла V. Здесь зарезервированы уже места и для царствующих ныне короля Хуана Карлоса и его жены королевы Софии.

Прямо за этой дверью находится помещение, называемое пудридеерма, что означает "комната для разложения". Трупы монархов выдерживают здесь по 20 лет до полного очищения скелета, после чего производится окончательное захоронение.

Дворец - музей - монастырь Эскориал

Эскориал - удивительный дворец-монастырь, который находится в провинции Новая Кастилия. Это совсем недалеко от Мадрида.

Монастырь и светский дворец - это, обычно, вещи трудно совместимые. И все же иногда, бывает, что светская власть поселяется под одной крышей с духовной. Путешествующий монарх пользуется гостеприимством монастырского настоятеля, либо член королевской семьи в заботе о бессмертии своей души платит монахам, чтобы те за него молились. А король Испании Филипп II вообще решил построить монастырь, который одновременно служил бы и королевским дворцом. Так возник Эскориал.

Дворец выстроен из гранитных блоков. Его суровые фасады украшены лишь традиционными для испанской архитектуры угловыми башнями. Во всем облике дворца как бы отразился сдержанный и неприступный нрав короля Филиппа II.

10 августа 1557 года в битве при Сент-Квентине во Фландрии испанская армия одержала победу над французами. Дата оказалась знаменательной вдвойне, поскольку это был день Святого Лаврентия. Но именно в этот день в ходе битвы была разрушена церковь его имени. Филипп, человек глубоко верующий, поклялся отстроить для святого новую церковь взамен разрушенной. Утверждают, что своими очертаниями Эскориал напоминает решетку, на которой этот святой принял свою мученическую смерть.

Здание монастыря было передано Ордену Святого Иеронима, а позже в XIX веке - августинцам.

Филипп II принимал живейшее участие во всем, что касалось строительства Эскориала. По преданию, он выискал в горах укромное местечко, чтобы следить оттуда за ходом работ. До этой "Вышки Филиппа" - Силла де Фелипе можно добраться по узкой извилистой дороге, что ответвляется от главной улицы Эскориала перед его главными воротами. Преодолев довольно крутой и долгий подъем, посетители будут вознаграждены прекрасным видом на дворец с большой высоты.

Называемый в Испании "восьмым чудом света" Эскориал скорее похож на крепость. Он раскинулся обширным прямоугольником. Размер внешних стен - 206 на 161 метр. Его безыскусные, по военному строгие и симметричные фасады могут показаться однообразными. Попытки подсчитать точное число окон и дверей почти никогда не дают одинаковых итогов. В основном все сходятся на таких цифрах: около 1250 дверей и 2500 окон.

В основе своей Эскориал создан двумя архитекторами. В 1559 году Хуан Баутиста де Толедо выполнил первые чертежи проекта. По некоторым сведениям он изучал и использовал опыт строительства Собора Святого Петра в Риме. В 1567 году строительство продолжил зодчий Хуан де Эрера, который и определил окончательный архитектурный облик здания.

Возведение Эскориала продолжалось с 1563 по 1584 год, и Филипп II принимал в осуществлении этого проекта самое живое участие. Королевские покои были размещены в Эскориале таким образом, чтобы непосредственно из них король мог пройти в церковь. Когда Филипп II был уже стар и немощен, он все равно имел возможность видеть главный алтарь церкви прямо со своего ложа. Королевские покои, примыкающие к восточному приделу церкви как бы выпирают из боковой части ансамбля, поэтому их называют "рукоятью решетки Святого Лаврентия".

Наследники Филиппа, предпочитая более пышные и просторные апартаменты, и к тому же вовсе не горя желанием непременно и всегда видеть перед собой главный алтарь, расширили дворец, сделав пристройки к северной стене церкви. К югу от нее находится двухярусная галерея крестного хода, окаймляющая внутренний двор, так называемый "Дворик Евангелистов" - Патио де лос Эвангелистас, украшенный скульптурными изображениями евангелистов.

Эскориал служил не только дворцом и монастырем. Он стал усыпальницей испанского королевского дома. Пантеон королей, расположенный под главным алтарем церкви, и после смерти Филиппа II долго оставался незавершенным. Зато библиотеку, размещенную в длинной галерее у западного входа, Филипп еще при жизни мог оценить во всей красе. Она хранит ценнейшие собрания книг и рукописей.

Выбрав для архитектурного облика Эскориала стиль ясный и строгий, без декоративных излишеств, Филипп II позаботился о том, чтобы украсить внутренние покои дворца замечательными произведениями изобразительного искусства. С этой точки зрения Эскориал - не только архитектурный памятник, но и картинная галерея. Она славится, прежде всего, собранием полотен Тициана, но есть здесь и картины Эль Греко, Веронезе, Тинторето, Иеронима Босха и Веласкеса. Во дворе экспонируется также ценнейшая коллекция настенных ковров, некоторые из которых вытканы по эскизам Гойи и Рубенса.

Колонные залы монастыря также украшены картинами и предметами искусства. В Эскориале имеется еще и Музей архитектуры.

"Обычно каждую осень двор уезжал в великолепную виллу Эскуриал, где королева с радостью удалялась от государственных забот, жила в уверенности, что все идет благополучно, потому что вдалеке от Мадрида она не слыхала жалоб.

Дворец Эскуриал со своим великолепным парком, примыкающим к лесу, стоял оазисом в довольно унылой местности на склоне Гуадарамских гор. У самого дворца, между ним и маленьким городком Эскуриалом, находился великолепный монастырь иеронимитов в честь Святого Лоренцо. Монастырь этот, образуя огромный четырехугольник, имел вид решетки, в память о том, что святой Лоренцо был изжарен на решетке. Таким образом, королева всегда имела возможность, когда ей вздумается, после всякого рода наслаждений, каяться и молиться."

Увеселительный дворец был окружен парками. Филипп II воздвиг вечный памятник величайшей империи в мире.

В пятидесяти километрах от Мадрида, среди покрытых густым лесом холмов, возвышается громадный прямоугольник монастыря Святого Лаврентия — Сан Лоренсо. Это и есть знаменитый Эскориал, крупнейший и самый известный религиозно-исторический центр Испании, выстроенный по воле короля-тирана Филиппа II.

За мостом через реку Гвадарраму начинается подъем — гористые откосы, каменистая почва, нагромождения бурых скал, кустарник, редкие сосны. По пути встречаются небольшие с красными черепичными крышами селения. Склоны невысоких гор покрывают прекрасные дубовые рощи.

Со второго подъема виден Эскориал. Он расположен у подножия грандиозного амфитеатра гранитных серо-стальных скал. Безупречно правильный прямоугольник ансамбля, увенчанный куполом, издалека кажется совсем небольшим Его суровый, мрачный вид подчеркивается серым гранитом стен монастыря, четкостью архитектурных форм, отсутствием каких-либо скульптур или других украшений.

Иное впечатление возникает, если смотреть на Эскориал с севера, от склонов Сьерры-де-Гвадаррамы — словно целый город встает в огромной, залитой солнцем серебристой долине Мансанареса. Безбрежные широкие просторы, массивы диких сиреневых гор, чистый свежий воздух и удивительный ясный свет под горным небом — все создает ощущение раскинувшегося вокруг вольного мира. Нужно было найти совершенно особые формы художественной выразительности, чтобы сооруженный здесь архитектурный комплекс не оказался поглощенным величием и беспредельностью этого прекрасного мира.

Восьмое чудо света

Едва строительство Эскориала — монастыря Сан Лоренсо и резиденции Филиппа II — было завершено, как испанцы не замедлили провозгласить этот архитектурный памятник восьмым чудом света. Написанная в 1609 г. Лопе де Вега комедия так и называлась «Восьмое чудо» и иносказательно воспевала чудесный храм, воздвигнутый «королем Бенгалии» у подножия высокой горы, чье имя Гвадаррама.

Известности Эскориала во многих странах мира немало способствовали гравюры 1587 г. Педро Перета по рисункам архитектора Хуана де Эрреры. Основу библиографии знаменитого королевского ансамбля заложили историки, хронисты, путешественники разных национальностей. Но Эскориал имел и собственных эрудированных историографов в лице монахов иеронимитского ордена, которому предназначался монастырь Сан Лоренсо. Среди них прежде всею должен быть назван фра Хосе Сигуэнса — ученый, писатель, музыкант, первый хранитель эскориальской библиотеки, автор «Истории ордена св. Иеронима» (1600—1605) — одного из основных источников по истории Эскориала.

XVI столетие в истории Испании — эпоха наивысшего расцвета огромной колониальной империи — было вместе с тем и веком великого разочарования. Долгие годы деспотии Филиппа II внесли в испанское общество ощущение трагического разлада. Между тем держава Габсбургов достигла, казалось бы, зенита своего могущества. Победа над турками в битве 1571 г. при Депанто усилила престиж испанского флота в глазах Европы. Испанская армия, которая не столь давно под командованием герцога Альбы обагрила кровью земли мятежных Нидерландов, внушала страх. В портах Нового Света трюмы тяжелых галеонов загружались слитками золота и серебра. Иностранцы отдавали должное строгой выдержке испанских дипломатов и их умению хранить государственные тайны. Испанский этикет, язык, мода распространились к концу столетия при европейских дворах. Национальная гордость еще продолжала питаться прославлением героической истории страны.

И все же царствование Филиппа II обычно характеризуют как «начало конца» испанского могущества. Упадок, подобно болезни, подтачивал силы империи. Огромный удар империи Габсбургов нанесло отпадение в 1581 г. Северных Нидерландов, неудачей закончилась попытка сокрушить Англию. Апофеозом устаревшей и непригодной военной стратегии Испании стала история снаряжения и гибели Непобедимой армады, отправленной в 1588 г. к берегам Англии.

Сам всевластный монарх сочетал в своей натуре редкое трудолюбие и маниакальное упорство с доходившей до абсурда мелочностью и тягостной нерешительностью. Филипп II был одной из самых зловещих фигур в испанской истории. Он настойчиво проводил в жизнь идею абсолютной монархии, не останавливаясь для ее осуществления даже перед преступлениями. Именно при нем — во второй половине XVI в. — террор был возведен в ранг государственной политики. Шпиономания и ложные доносы стали неотъемлемой составной частью повседневной жизни страны. По приказу короля в тюрьму был брошен даже его сын Карл, который там и погиб.

Филипп II окончательно закрепил за Мадридом положение столицы государства. Но втайне он всю жизнь опасался этого города, считая его гнездом заговорщиков, и предпочитал уединение в Эскориале, проводя долгие часы в своей мрачной келье. В тиши эскориальских покоев Филипп II вершил судьбы католического мира; из-под его пера бесчисленным потоком шли различные приказы, предписания, инструкции и меморандумы.

Движение времени как бы замирало при испанском дворе. Никогда тиски монархии не были более жесткими, как теперь, в эпоху безграничной деспотической власти короля и внешнего могущества огромной колониальной державы. И образ Эскориала вместил в себя содержание целой исторической эпохи.

Создание ансамбля обычно приписывают ряду случайно совпавших обстоятельств. 10 августа 1557 г., в день праздника св. Лаврентия (Сан Лоренсо), объединенная англо-испанская армия одержала победу над французскими войсками в битве при Сен-Кантене. Филипп II, с нетерпением ожидавший исхода сражения, при радостном известии о победе дал обет воздвигнуть храм во имя Св. Лаврентия. Мученик Лаврентий был особенно близок испанскому сердцу, поскольку он был родом из Арагона.

Будущее сооружение должно было вместить монастырь, личную резиденцию короля и, во исполнение завещания покойного отца, Карла V — усыпальницу испанских монархов. По преданию, план сооружения был подобен решетке, на которой, согласно легенде, святой был сожжен заживо в 261 г. по приказу римского императора Валериана.

Местоположение Эскориала было выбрано после долгих и тщательных обследований долины реки Мансанарес специальной комиссией. Испанский хронист Хосе Сигуэнса писал: «Король искал пейзаж, способствовавший возвышению его души, благоприятствующий его религиозным размышлениям». Селение Эль-Эскориал, расположенное близ опустевших железных рудников (от испанского escoria — шлак), привлекло удачным природным ансамблем — расположением на южных склонах Сьерры, обилием горных источников и наличием великолепного строительного материала — светло-серого гранита.

Сооружение ансамбля, начатое в 1563 г., велось под непрестанным личным наблюдением Филиппа II. Ни один чертеж не проходил без утверждения короля. Все, что касалось Эскориала,решалось им исключительно оперативно. Во главе всех работ стоял талантливый и опытный руководитель — монах ордена иеронимитов фра Антонио де Вильякастин. На строительство были ассигнованы колоссальные средства. В создании Эскориала участвовала не только вся Испания, различные области которой поставляли мрамор, сосновый лес, кованые решетки, церковную утварь, кресты, светильники, лампы, вышивки и ткани, но и другие страны Европы, а также американские колонии, откуда везли золото и драгоценные породы дерева. В течение двадцати лет шло строительство Эскориала. С выступа в гранитной скале, называемого «Креслом короля», Филипп II наблюдал, как камень за камнем воздвигалось его любимое детище.

Строительство Эскориала Филипп II поручил Хуану Баутисте де Толедо, своему главному архитектору, которого он еще в 1559 г. вывез из Италии, где тот учился и долго работал в Неаполе и Генуе.

Строитель Эскориала

Хуан Баутиста де Толедо (дата рождения неизвестна) принадлежал к тому поколению испанских мастеров, которое целиком сформировалось под влиянием итальянского Возрождения. Он следовал традициям Палладио и даже принимал, участие в возведении купола собора Святого Петра в Риме. В Испании зодчий быстро выдвинулся, получил придворное звание королевского архитектора и много ответственных заказов. Но все же судьба обошлась с ним довольно круто. Все работы Хуана де Толедо подвергались поздним перестройкам, а строительство Эскориала принесло зодчему немало огорчений, вероятно, ускоривших его смерть в 1567 г. Постепенно имя Хуана де Толедо отошло на второй план и почти стерлось перед именем Хуана де Эрреры (около 1530—1597), его молодого талантливого помощника, который возглавил строительство в 1567 г. и стал общепризнанным создателем Эскориала.

Для украшения Эскориала король привлек лучших иностранных мастеров. Здесь работали итальянцы ПеллегриноТибальди, Федерико Цуккаро, Лука Камбиазо, Ромуло Чинчинато, Никколо Гранелло, Фабрицио Кастелло, Бартоломее Кардуччо и другие. Уже значительно позже, в конце XVII столетия, в царствование последнего Габсбурга Карла II, росписи свода главного нефа собора Сан Лоренсо, а также свода и фриза парадной внутренней лестницы создал мастер итальянского барокко Лука Джордано. Эти огромные монументальные фрески с облаками, летящими фигурами и другими апофеозами земной и небесной власти принесли Луке Джордано большую известность в Европе. Он настолько успел набить руку в изготовлении подобных трафаретных, парадных и безликих изображений, что получил прозвище Fa presto (делай быстро).

Два кита — две разных повести

Когда подходишь к Эскориалу со стороны фасада, пройдя небольшие ворота, ведущие во дворец Сан-Лорепсо, в глаза бросаются висящие на стене челюсти кита, пойманного у берегов Валенсии в 1574 г. Само собой напрашивается воспоминание о костях, такого же китообразного, висящих над входом в сераль в Константинополе. Только в столице Оттоманской империи эти кости, происхождение которых неизвестно, считались остатками скелета великана, будто бы найденного на азиатском берегу Босфора, в горе, именуемой и поныне Горой великана.

В Эскориале прежде всего поражают прекрасно сохранившиеся фрески, которыми расписаны стены. Некоторые из них восходят ко времени правления Филиппа II. Подавляющая часть художественных сокровищ Эскориала, как и музеев Мадрида, — произведения итальянских мастеров. Все здесь напоминает о том, что монархам, собравшим эти сокровища, были подвластны многие страны Европы и они широко использовали таланты их мастеров, подобно императорам Восточной Римской империи, которые вывозили из Греции и Малой Азии произведения искусства для украшения византийской столицы.

Не меньшее впечатление в Эскориале производит неожиданный контраст между теснотой и бедностью личного жилища Филиппа II и громадными размерами дворцовых покоев, предназначавшихся для приемов и богослужений. В этих покоях более одиннадцати тысяч окон, а в узкую комнату, принадлежавшую некогда властителю мира, через маленькую дверь едва проникает слабый луч света. В его душе властителя, охваченной религиозным фанатизмом, видимо, не было места для забот ни о собственном благе, ни о благополучии своих многочисленных подданных.

Книги великолепной дворцовой библиотеки очень любопытно расставлены на полках: золотыми обрезами наружу, а корешками внутрь, словно властители Эскориала желали предупредить публику, что ей не следует знать заглавия сочинений, которые читает король. Как рассказывают, перед смертью Филипп II пожелал проститься с Эскориалом. Долго, в течение шести суток, умиравшего короля медленно несли на носилках из Мадрида. Его туманившийся взор успел в последний раз запечатлеть любимое детище. Спустя несколько часов король скончался... С этого времени Эскориал стал местом захоронения королей Испании.

Наследники Филиппа II продолжали украшать Эскориал произведениями искусства, пополнять коллекции полотнами знаменитых европейских мастеров. Королевский двор иногда посещал Эскориал. Но никто из испанских монархов не жил в нем подолгу, они предпочитали более уютные загородные резиденции, которые отвечали вкусам нового времени.

Эскориал. Главный вход

Эскориал. Южный фасад

Эскориал. Алтарь

Эскориал. Карлос V и его семья

Эскориал. Филипп II и его семья









© Испания

Опубликовано: 2016-01-31 (1482 Прочтено)

[ Вернуться назад ]
EU Love Dating Service
Espana Spain Испания Spain.org.ru
Инфо, новости, фото Испании, туризм, недвижимость, знакомства в Испании, испанский язык